Проект «Формирование функциональной грамотности младших школьников»
реализован в период с 16 сентября 2019 г. по 25 мая 2021 г.
Куратор проекта: Тишина Е.Г., начальник департамента образования Белгородской области
Руководитель проекта: Серых Л.В., заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования ОГАОУ ДПО «БелИРО», кандидат педагогических наук, доцент
Цель проекта: Обеспечить к маю 2021 года достижение показателей уровня сформированности функциональной грамотности (низкий уровень – 5-10%, средний уровень – 40%, уровень выше среднего – 30%, высокий уровень – 10-15%) не менее чем у 90% младших школьников 26 «пилотных» общеобразовательных организаций Белгородской области.
Способом достижения цели проекта является внедрение динамической модели формирования функциональной грамотности младших школьников в 26 общеобразовательных организаций 22 муниципальных образований региона, способствующая положительной динамике показателей формирования функциональной грамотности. Результатами модели станет обновление методов обучения, системное повышение квалификации учителей, внедрение диагностического инструментария, подобного PISA.
Реализация динамической модели формирования функциональной грамотности младших школьников осуществлялась в 5 этапов.
По итогам первого этапа определены «пилотные» образовательные организации Белгородской области (26 школ) и учителя начальных классов – участники проекта из числа сотрудников данных организаций (171 педагог).
На втором этапе были разработаны и проведены три диагностики:
- стартовая: в рамках диагностики было обследовано 2301 обучающийся начальной школы. Данная диагностика выявила распределение показателей функциональной грамотности младших школьников, которое соответствует нормальному распределению, отражает среднестатистическое повышение уровня функциональной грамотности с увеличением опыта учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста;
- промежуточная: в рамках диагностики было обследовано 1614 обучающихся начальной школы. По результатам мониторинга достижения показателей уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников можно проследить динамику повышения каждого из уровней достижения сформированности функциональной грамотности младших школьников на протяжении учебного года.
- итоговая: в рамках диагностики было обследовано 685 обучающийся начальной школы (4 класс). При сопоставлении данных, полученных в 2021 году, с данными 2019 года можно выявить рост показателей сформированности функциональной грамотности младших школьников, обучающихся в 4-х классах.
Результаты диагностики позволяют учителю выяснить, как у обучающихся идет формирование функциональной грамотности, как изменяется уровень овладения отдельными компонентами, получить дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка, что позволит проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения по предметам в начальной школе.
Третий этап - повышение квалификации 50 учителей начальных классов я по программе «Современные подходы к формированию функциональной грамотности младших школьников» (16 часов) в форме стажировки.
По результатам четвертого этапа «Разработка и апробация методического комплекса для учителей начальной школы» представлены методические сборники:
- Особенности ознакомления младших школьников с международными исследованиями: сборник материалов для обучающихся начальной школы, включающий систему заданий и упражнений, диагностический инструментарий, методические рекомендации/ под редакцией Л.В. Серых, С.А. Пульной, Г.А. Репринцевой. – Белгород, 2019. – 72 с.
Сборник содержит актуальную информацию о подготовке обучающихся начальной школы к участию в международных исследованиях.
- Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов в 2-х частях/ под редакцией Л.В. Серых, С.А. Пульной, С.Е. Тереховой, О.В. Беловой. − Белгород, 2020.
Более 120 учителей начальных классов из 26 «пилотных» общеобразовательных организаций Белгородской области представили конспекты уроков по русскому языку, литературному чтению, математике и окружающему миру с использованием инновационной схемы урока, направленной на формирование функциональной грамотности младших школьников.
- Технологии формирования функциональной грамотности младших школьников: методическое пособие / А.А. Бучек, Л.В. Серых, С.А. Пульная, Г.А. Репринцева. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2020. – 364 с.
Пособие содержит конспекты уроков практикующих учителей начальных классов Белгородской области по двум современным направлениям «Технология проблемно-диалогового общения» и «Технология развития критического мышления». Также в пособии представлен диагностический инструментарий для организации и проведения стартовой, промежуточной и итоговой диагностики уровня сформированности функциональной грамотности у обучающихся начальной школы. Сборники представлены как в электронном, так и в печатном варианте.
Для педагогов начального образования были проведены 6 семинаров и вебинаров. В семинаре «Конструирование дидактического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности современного школьника» приняла участие Тимофеева Л.Л., кандидат педагогических наук, доцент кафедры развития образовательных систем БУ ОО ДПО «Институт развития образования», г. Орел., МБОУ «Центр образования № 15 «Луч» г. Белгорода. (14-15 ноября 2019 г.).
На пятом этапе с целью формирования открытого образовательного пространства создана и действует социальная группа ВКОНТАКТЕ общественно-профессионального интернет-сообщества «Начальная школа Белогорья.31» для учителей начальных классов, родителей обучающихся и общественности. Участники сообщества знакомятся с основными технологиями и инструментарием по формированию функциональной грамотности, актуальной информацией о реализации регионального проекта, с методическими рекомендациями, дающими возможность усовершенствовать технологии функциональной грамотности, а также в рамках сообщества применяются и транслируются лучшие педагогические практики. Всего участников – 381 чел.Постов и статей – 125 шт.
Открытое образовательное пространство проекта позволяет учителям начальной школы овладеть технологиями и инструментарием по формированию ФГ, а младшему школьнику получить компетенции: коммуникации, креативности, кооперации, критического мышления. А все вместе позволит развить позитивные установки на систему начального общего образования и новые результаты, связанные с «навыками 21 века».