В 2025 в основной период ЕГЭ по химии сдали 707 белгородских выпускников. Это на 10% больше, чем в прошлом году. Почему интерес школьников к этому предмету стабильно растёт? Есть ли другие тенденции, касающиеся этого госэкзамена? На эти вопросы в студии ГТРК «Белгород» отвечает председатель предметной комиссии ЕГЭ по химии в Белгородской области Татьяна Токарь.
– Татьяна Михайловна, на каких факультетах (специальностях) химия является сегодня приоритетным предметом для поступления? Это ведь не только направления, связанные с медициной или биологией?
– Скорее всего, общество поворачивается лицом к научным дисциплинам. Одной из причин, я думаю, является понимание того, что мир материален. Подавляющее большинство профильных специальностей в вузах не связаны с медициной. Это и агротехнологии, это и машиностроение, как ни странно, это авиастроение, это ракетно-космическая техника, всё, что связано с материалами и превращением этих материалов – это всё связано со знанием химии. Но да, химия – это пропуск к медицину. Ну и в стратегические отрасли промышленности. Стратегические отрасли, инженерные специальности, нефтехимическая промышленность и, конечно же, всё, что связано с биологическими науками, потому что биология – это химия биологических систем. Конечно, это экология, это исследование вод различных, поверхностных, грунтовых, это биотехнологии. Это все химические процессы. И вообще химия – это про жизнь, потому что мы обязаны химическим реакциям и настроениям своим внешним видом и качеством своей жизни.
– Почему ЕГЭ по химии становится среди белгородских выпускников всё популярнее? Или это тенденция в целом по стране?
– Это тенденция в целом по стране сохраняется уже на протяжении нескольких лет. Естественно-научные дисциплины и химия, в частности, лидируют в выборе выпускников как дисциплины по ЕГЭ, и это радует, потому что химия – это власть над веществом, и это, безусловно, подготовка специалистов, которые в целом улучшат жизнь страны, это будет способствовать подъёму экономики, и, я думаю, это хороший знак.
– Как изменился средний балл ЕГЭ по химии в нашем регионе за последние годы? О чём это может свидетельствовать?
– Средний балл за последние пять лет вырос почти на 10 пунктов. Думаю, что это результат системного подхода руководства области, министерства образования, регионального института развития образования, по инициативе которых уже несколько лет проводятся мероприятия многовекторные, направленные и на обучающихся, и на педагогов. В этом году были проведены семинары для учителей региона относительно типичных ошибок выпускников, в которых допускают ученики ошибки на экзамене. Мероприятие в том числе способствовало успешной сдаче ЕГЭ. Так, 17 апреля прошёл региональный пробник, где обучающимся была предоставлена возможность поучаствовать в ЕГЭ так, как он будет представлен в реальном времени, в реальный день.
– Как трансформировались сами задания ЕГЭ по химии за эти годы? Вряд ли они стали проще.
– Задания трансформировались за эти годы в направлении усиления логики предмета, потому что химия – наука фундаментальная, и представляет собой не набор знаний, живую информацию, которую логически применяет человек, приобретая в том числе метапредметные навыки, что и позволяет ему решать задачи, с которыми, будущие специалисты будут сталкиваться во взрослой жизни.
Уже давно нет тестовых заданий в ЕГЭ, но качество выполнения тех или иных заданий, связанных с определенными темами, экспертами постоянно мониторится. И там, где выпускники проявляют более высокий процент выполнения качественного, эти задания затем трансформируются, усложняются. Но это связано больше с формулировками заданий, где выпускнику предоставляется проявить умение прочитать, понять, сделать смысловой анализ текста, потому что основной критерий правильного выполнения заданий по ЕГЭ – это соответствие условию.
– Сколько заветных 100 баллов по химии у белгородских школьников в этом году?
– В этом году химия лидирует у выпускников! И за последние пять лет количество стобальников увеличилось практически в четыре раза. В этом году максимальный результат по химии заработали 22 школьника. В сравнении с прошлым годом, их было 13. Отличный показатель! Это означает, что обучающиеся осознанно делают выбор свой, готовятся к экзамену серьёзно, ответственно. Есть определенная мотивация, есть поиск пути решения этой задачи. Я уже говорила, что образование химическое – это не только успешная сдача ЕГЭ. И хочу подчеркнуть, что ученики-стобальники в моей практике – это те ребята, которые выбирают химические технологии. То есть, всё, что тесно с физикой и профильной математикой. Поэтому и по химии у них отличные знания.
– Некоторые ребята не могут справиться с волнением перед экзаменом, и, в результате, не полностью выполняют все задания в КИМе, допускают ошибки.
– Действительно, наряду с подготовкой к ЕГЭ в решении каких-то заданий и задач, нужно воспитывать характер – учиться абстрагироваться, переключаться, управлять своими эмоциями. Часто именно состояние повышенной возбудимости не позволяет выпускнику справиться с минимальным количеством заданий. К сожалению, есть и такие случаи.
– Реально ли сдать ЕГЭ по химии на высокие баллы без репетитора?
– Абсолютно! И в моей практике тоже было много таких ребят. Здесь нужен систематический подход к подготовке. В последний месяц, перед экзаменом, конечно, высокого результата достичь не получится. Начинать продуманную работу нужно с восьмого класса, когда в школьном учебном плане появляется предмет «химия» и организуется подготовка к ЕГЭ. И, конечно, требуется дополнительная информация – не только из содержания школьных уроков. Много интересных и полезных материалов предлагает онлайн-система, дополнительная литература, которую можно использовать в подготовке к ЕГЭ, демоверсии прошлых лет. Безусловно, одним из важных факторов успешной подготовки к экзамену является взаимодействие с высококвалифицированным наставником, учителем-предметником, в школе. И это в значительной степени помогает ученику подготовиться и сдать ЕГЭ на высокий балл.
– А участие в Олимпиадах помогает как-то, может быть, эмоционально подготовиться к формату экзамена?
– Участник Олимпиады неоднократно попадает в такую ситуацию, где он под видеокамерами в течение долгого времени выполняет работы теоретического тура. А на всероссийском, финальном, этапе, к теории обязательно добавляется практическая часть – и школьник здесь всё время на виду, под наблюдением. Эти дисциплинарные моменты в олимпиадном движении и позволяют тренировать усидчивость, собранность, что, безусловно, поможет при сдаче единого государственного экзамена.
– То есть это реальный совет для школьников?
– Совершенно верно. Один из способов поднять свой уровень – и знаниевый, и организационный, и психологический – участие в олимпиадах. Помимо этого, нужно пробовать свои силы в проектной деятельности, участвовать в научно-практических конференциях. Когда человек делает выбор предмета осознанно, у него есть желание узнавать всё больше и больше. Есть высокая мотивация, целеполагание. Не кто-то за него, а он сам приводит себя к успеху. Это однозначно.
– Татьяна Михайловна, какие ещё можете советы дать ребятам, которым только в будущем предстоит сдать ЕГЭ по химии?
– Совет простой – не терять времени. И если выбор сделан, значит, нужно чётко расставить акценты и двигаться к цели. Конечно, заниматься много, потому что стобальники – это, конечно, ребята–труженики. И, на мой взгляд, все выпускники, которые набирают выше 90 баллов, это потенциальные победители! Может, кому-то чуть-чуть повезло меньше. Где-то сделал ошибку и вовремя не заметил её. Поэтому самоконтроль – это тоже одно из личностных качеств, которые помогают человеку состояться как личности и добиться высоких результатов на ЕГЭ.