1. Может ли ребенок с официальным диагнозом РАС получать очное образование в обычном образовательном учреждении по прописке. Что для этого необходимо?
Ребенок с официальным диагнозом РАС может обучаться в обычном классе в инклюзивной форме, но когда у него возникают трудности, он может получить индивидуальную поддержку в отдельном помещении – ресурсной зоне. Эта форма возможна, если к ребенку приставлен тьютор и если в школе оборудована ресурсная зона.
Зачисление в школу для детей с ОВЗ основано на тех же правилах, что и зачисление детей в обычную школу. Правила зачисления указаны в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Зачисление в специализированные образовательные организации детей с ОВЗ осуществляется на основании:
Родители после получения рекомендаций ПМПК о направлении в специализированное образовательное учреждение и информировании специалистами комиссий о формах получения образования вправе самостоятельно решать, где будет продолжать обучение их ребенок (в том чмсле в специальной образовательной организации).
2. Может ли ребенок с РАС попасть в логопедическую группу ДОУ и обучаться по программе для детей с РАС? Что для этого необходимо?
В соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014, дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать дошкольное образование в группах компенсирующей и комбинированной направленности. Группы компенсирующей направленности создаются для детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет и старше трех лет:
- для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи;
- для глухих детей;
- для слабослыщащих детей;
- для слепых детей;
- для слабовидящих детей;
- для детей с амблиопией и косоглазием;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- для детей с задержкой психического развития;
- для детей с умственной отсталостью легкой степени;
- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени;
для детей с расстройствами аутистического спектра;
- для детей со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития).
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В таких группах не допускается смешение более 3 категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, ребенку с РАС может быть предоставлено место в группе компенсирующей направленности для детей с РАС или в группе комбинированной направленности.
Дошкольное образование ребенка, имеющего тяжелые нарушения речи и расстройства аутистического спектра, в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи возможно в том случае, если ведущим нарушением является нарушение речи. В этом случае в заключении психолого-медико-педагогической комиссии для ребенка будет рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи с учетом особенностей детей с РАС.
3. Может ли ОУ предоставить индивидуальное питание согласно справке?
Индивидуальное диетическое питание для обучающихся в детских организованных коллективах организуется по медицинским показаниям для детей, страдающих заболеваниями, сопровождающимися ограничениями в питании (сахарный диабет, целиакия, фенилкетонурия, муковисцидоз, пищевая аллергия).
4. Когда и куда родителю лучше подать заявку о создании особых образовательных условий согласно заключению ПМПК? (например, перед школой или перед д/садом). Какие документы понадобятся?
Заключение ПМПК должно быть представлено в образовательную организацию или при необходимости в орган образования (для создания необходимых условий обучения)
в течение года со дня выдачи.
Предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК, является основанием для создания специальных условий для обучения и воспитания ребенка.
И в этом случае в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование ребёнка будет реализовываться в соответствии с адаптированной образовательной программой, рекомендованной комиссией, с соблюдением условий, необходимых для получения качественного образования, которые отражены в заключении ПМПК.
Согласно порядку, утвержденному приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22 января 2014 года №32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями от 17 января 2019 года), для зачисления в ребенка в первый класс в школу по месту жительства необходимо написать заявление на имя директора школы, предоставить паспорт заявителя (родителя или законного представителя), свидетельство о рождении ребенка и свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства, заключение ПМПК. Документы необходимо подать до 30 июня текущего года.
Для зачисления в школу не по месту жительства: заявление, паспорт заявителя и свидетельство о рождении ребенка. Родитель (законный представитель) имеет право выбрать любую школу, но в данном случае общеобразовательная организация принимает детей только при наличии свободных мест. Документы в школу не по месту жительства принимаются после 1 июля текущего года, но не позднее 5 сентября.
5. Кто контролирует исполнение заключения ПМПК и качество образовательных услуг детей с ОВЗ?
Согласно пункту 5 раздела 1 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года №1082 «Об утверждении положения
о психолого-медико-педагогической комиссии», состав и порядок работы центральной
и территориальных ПМПК утверждаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования.
В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от23 мая 2016 года №ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» ответственность за исполнение рекомендаций ПМПК и качество оказанных услуг возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и/или органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, образовательные организации, иные органы и организации в соответствии с их компетенцией.
6. Какое дополнительное образование доступно в Белгороде детям с РАС и ментальными нарушениями? Что для этого необходимо?
В Белгородской области создана информационная система «Навигатор дополнительного образования детей Белгородской области» , в которой размещена информация о 5760 дополнительных общеобразовательных программах.
На главной странице электронного ресурса во вкладке «Гибкий поиск программ» необходимо из предложенных вариантов выбрать подходящие параметры поиска.
В Белгородской области для детей с РАС с февраля 2020 г. реализуется региональный проект №10088268 «Вовлечение детей с расстройствами аутистического спектра в дополнительное образование «Радость открытия».
В рамках реализации проекта областные организации дополнительного образования приступили к разработке адаптированных дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ для детей с РАС по 5 направленностям: художественной, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, социально-педагогической и технической, на основании которых в августе 2020 г. педагоги дополнительного образования 20 муниципальных образований составят индивидуальные образовательные маршруты для детей с РАС в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории Белгородской области.
ОГБУ «Белгородский региональный модельный центр дополнительного образования детей» в августе 2020 г. подготовит рекламные буклеты для родителей детей с РАС о едином информационном портале «Навигатор дополнительного образования Белгородской области», в котором будут размещены в сентябре 2020 г. новые адаптированные программы для детей с РАС и пошаговая инструкция для регистрации в системе дополнительного образования. В сентябре этого года электронный вариант буклетов будет размещён на сайтах детских садов и школ муниципальных образований Белгородской области.
Ежемесячно в социальной сети «Вконтакте» с мая 2020 года выходит информация о реализации проекта.
Запланировано проведение диалоговых площадок и коллективных творческих дел для педагогических работников, реализующих АДО(О)П,и родительской общественности в 20 муниципальных образованиях.
Для детей с РАС будут проведены два региональных фестиваля детского творчества «Радость открытия» осенью 2020 и 2021 г.