Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
  03 Июл 2025 14:52 —  03 Июл 2025 14:52

Андрей МИЛЁХИН: «Мы должны предоставить возможность участия в олимпиаде каждому школьнику»

О системе подготовки школьников к олимпиадам, роли флагманских школ, как центров развития, и опыте педагогов, который уже приносит ощутимые результаты, говорили участники совещания по развитию олимпиадного движения в Белгородской области.

Есть четкая задача от государства на повышение качества регионального образования – об этом говорил Президент Владимир Путин на недавнем заседании Совета по науке и образованию. То есть, качественное образование должно быть не только в столице и крупных городах, но и в каждом субъекте. Для этого требуется комплексный подход. Высокий уровень образования – это и результаты ЕГЭ, и повышение квалификации учителей, и материально-техническая база школ, и олимпиадный успех учеников (ВсОШ). Что для решения этой задачи делается в нашем регионе?

О системе олимпиадного движения в Белгородской области

«Важное место в системе работы занимает Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей, созданный в 2021 году по модели образовательного центра Сириус, который является оператором регионального этапа олимпиады. В 2023 году открыт Кампус Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей. Подготовка педагогов проходит на базе Белгородского института развития образования, где в образовательные программы включаются модули по вопросам конкурсного движения. Опыт работы школ, учителей заслушивается на региональных учебно-методических объединениях. Во всех 22 муниципалитетах работают координаторы, ответственные за проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников и выявление одарённых, талантливых детей», рассказала начальник департамента образовательной политики министерства образования Белгородской области Екатерина Клименченко.

Показателем этой системы является результативность участия нашего региона в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Так, с 49 места (в 2023 году) в рейтинге субъектов Белгородская область поднялась на 19-е – в текущем учебном году. Действительно, нам достаточно сложно конкурировать с такими крупными субъектами, как Санкт-Петербург, Москва, Московская область, Татарстан. И причина не только в демографической разнице.

Белгородская область обладает необходимым потенциалом для прорыва – если будет переформатирован существующий подход в системе олимпиадного движения.

Специалисты минобра проанализировали проведение школьного, муниципального, регионального этапов ВсОШ на территории Белгородской области, а также участие белгородских школьников в заключительном этапе, и выявили проблемы, которые не позволяют нашему субъекту войти в десятку лидеров-олимпийцев страны.

Отсутствие единых требований к содержанию заданий олимпиад школьного этапа. То есть, успешно справившись с задачами школьного «кейса», ученик не справляется с заданиями муниципального этапа, соответственно, утрачивает возможность принять участие на региональном уровне.

Второй момент. Не все учителя готовы работать с детьми, чтобы раскрыть их потенциал. А «готовые» гении не появляются просто так – нужна среда, чтобы юный талант постоянно развивался и был вовлечён в занятия в рамках дополнительного образования, курсы по выбору, интенсивы по предметам и т.д. То есть, ребенку нужно дать возможность попробовать свои силы в любом предмете. Важно – формировать мотивацию к постижению сложного у школьника с раннего возраста, в том числе через исследовательские проекты, чтобы погружение в науку было реально «бесшовным».

Ещё одна причина неудач: «буксование» из-за ошибок. Не получилось? – Ну, и не надо! Не все учителя понимают, что ошибки нужно воспринимать не как неудачу, а в качестве разбора учебной ситуации. Это не провал, а рост. Поэтому в качестве примера необходимо показывать траекторию побед других школьников – их путь к успеху, перенимать их систему подготовки. Рассказывать о том, как изменилась жизнь победителя олимпиады.

Начальник отдела сопровождения образовательной деятельности и образовательной политики ОГКУ «Центр сопровождения и обслуживания организаций в сфере образования Белгородской области» Елена Сидорова представила анализ участия обучающихся Белгородской области во всероссийской олимпиаде школьников в 2024-2025 учебном году. Виден ежегодный рост числа участников олимпиад по биологии, обществознанию, праву, литературе, русскому языку – в большинстве муниципалитетов. Но среди предметов естественно-научного цикла (химия, физика, математика), стратегически важных для системы образования нашего региона, – показатели низкие. С чем это связано?

«В отсутствии систематической подготовки ребят к олимпиадам. Если в школах выстроена методика работы с детьми, через решение нестандартных задач, тематические «сессии», мягкое погружение в предмет, то и весь муниципалитет демонстрирует высокие показатели не только участия, но и результативности детей в олимпиадах. Если в районе выстроена вертикаль взаимодействия с вузами, если школы не боятся экспериментировать с форматами подготовки одарённых детей, то и в рейтинге всей области они стабильно остаются в «зелёной зоне», пояснила Елена Владиславовна.

Какие выходы из сложившейся ситуации очевидны?

Согласование олимпиадных заданий, экспертиза дополнительных образовательных программ, курсов повышения квалификации для педагогов и максимальное распространение лучших педагогических практик. Безусловно, потребуются диагностические материалы для проведения оценочных процедур в муниципалитетах, находящихся в «жёлтой» и «красной» зонах. Поскольку ключевая задача, поставленная губернатором Владиславом Гладковым, – обеспечить равные условия для развития детей и обеспечить высокий уровень знаний, независимо от территории.

Интеллектуальное состязание должно стать «точкой притяжения»для школьников

«В школьном этапе предметной олимпиады должны попробовать свои силы абсолютно все ученики. Одарённость ребёнка, его интерес к науке очень важно поддерживать учителю. Состязания уже в юном возрасте дают возможность талантливым ученикам проявить себя, чтобы поэтапно подготовиться к главному интеллектуальному состязанию страны – Всероссийской олимпиаде школьников. Необходимо детально проанализировать показатели каждого муниципалитета в разрезе каждой школы на предмет количества участников олимпиад и их результативности. Главы районов должны быть тоже погружены в особенности этой работы, потому что от материально-технической базы, кадрового потенциала в конкретном муниципалитете зависит привлекательность науки для школьников», определил вектор работы заместитель Губернатора области – министр образования Белгородской области Андрей Милёхин.

Участники совещания предложили несколько способов решения поставленной задачи: в течение учебного года школьники должны проходить занятия под руководством опытных педагогов, участвовать в интенсивных сборах, решать задания прошлых лет. И это – на уровне только своей школы. Но чтобы подготовить ребёнка к участию на региональном этапе, ему потребуется посещение лекций от преподавателей вузов и педагогов флагманских школ, открытая система (в том числе в онлайн-формате) практических семинаров с разбором задач «со звёздочкой». Речь идёт о распространении опыта учителей, стабильно готовящих победителей/призёров олимпиад, на уровень региона.

Стратегию обновления системы подготовки олимпиадников представят в августе 2025 года, на традиционной педагогической конференции.

Министерство образования Белгородской области
Дата последнего изменения: 03 Июл 2025 16:17