Региональным департаментом по контролю и надзору в сфере образования организовано проведение совещания с руководителями муниципальных органов управления образованием, повестка дня которого включала вопрос о выполнении данных ранее поручений.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования, сказал: «В ходе четырёх проверок, проведённых в июле - октябре 2024 года территориальными прокуратурами г. Белгорода, Белгородского района и Губкинского городского округа в отношении четырёх организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в частности с расстройством аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями, были выявлены нарушения законодательства в сфере образования, требующие принятия мер по их устранению и недопущению впредь. В октябре 2024 года на региональном совещании данные нарушения были проанализированы, руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов, муниципальных и городских округов, в связи с этим были даны два поручения со сроком выполнения в декабре 2024 года».
Первое поручение предусматривало анализ заключений, выданных центральной или территориальными психолого-медико-педагогическими комиссиями до сентября 2023 года обучающимся с ОВЗ, на предмет
их соответствия федеральным адаптированным образовательным программам. В случае несоответствия необходимо было обеспечить их рассмотрение и корректировку.
Все муниципальные органы управления образованием представили отчёты об исполнении поручений. Но при этом город Белгород и Грайворонский муниципальный округ требуемую работу по анализу заключений не провели, мероприятия по выполнению поручения только запланированы. Отчёты остальных 20 муниципальных органов управления образованием не содержат статистических и содержательных результатов анализа в разрезе образовательных организаций и нозологий нарушений, информации о принятых мерах. Наиболее полными являются отчёты Красногвардейского и Ровеньского районов.
Второе поручение предполагало обеспечение проведения анализа соответствия уровня образования и квалификации педагогических работников, реализующих АООП, требованиям профессиональных стандартов, принятия мер по устранению несоответствий, прохождения курсов повышения квалификации учителями-предметниками, участвующими в реализации АООП, исходя из нозологий обучающихся, проведения анализа разработанных индивидуальных учебных планов, специальных индивидуальных программ развития АООП на предмет соответствия рекомендациям центральной или территориальных психолого-медико-педагогическими комиссий, при выявлении нарушений необходимо было сделать корректировки. По данному поручению отчитались все муниципальные образования. Поручение не выполнил Грайворонский муниципальный округ, его отчёт содержит информацию не о фактических, а запланированных мероприятиях. Отчётам всех остальных муниципальных органов управления образованием не присуща конкретика.
Используемые в отчётах речевые клише (формулировки ответов) свидетельствуют о формальном и поверхностном подходе к выполнению поручений («Запланирована работа по обозначенной проблеме»; «Приняты меры, направленные на анализ заключений ЦПМПК/ТПМПК. При выявлении несоответствия приняты меры по их рассмотрению и корректировке»; «Приняты меры, направленные на анализ заключений ЦПМПК/ТПМПК. Случаев несоответствия не выявлено»; «Выявлены факты несоответствия, работа по рассмотрению и корректировке проводится», «Приняты меры, направленные на анализ соответствия уровня образования и квалификации педагогических работников, реализующих АООП, требованиям профессиональных стандартов, а также разработанных ИУП, СИПР АООП на предмет соответствия рекомендациям ЦПМПК/ТПМПК», «Обеспечено прохождение курсов повышения квалификации учителями-предметниками, участвующими в реализации АООП, исходя из нозологий обучающихся», «Приняты меры по устранению несоответствий»). Кроме того, ни один муниципальный орган управления образованием не запланировал работу, направленную на недопущение подобных фактов в дальнейшем.
Андрей Мухартов, первый заместитель министра образования области, подчеркнул: «Существующая система управления по поручениям предельно проста, её суть в том, что сформированные поручения включаются в соответствующий протокол, регистрируются, доводятся до исполнителей и ставятся на контроль. Незаменимым атрибутом поручения является срок его исполнения, и именно при наступлении данного срока требуется предъявить руководителю результаты его выполнения. Чтобы это сделать, то есть представить объективные результаты, должно быть добросовестное, с аналитическим подходом отношение к выполнению поручения. На этот раз представленные отчёты свидетельствуют об обратном. Отчёты должны быть не формальными, а содержательными и конкретными».
С учётом этого поручено подготовить и провести в феврале 2025 года рабочие совещания с управленческими командами муниципальных органов управления образованием по выявленным нарушениям законодательства в сфере образования при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ. Подготовка к рабочим совещаниям однозначно будет способствовать глубокому погружению в проблему организации обучения детей с ОВЗ.