22 августа 2025 года средняя общеобразовательная школа № 3 в посёлке Северный Белгородского района с названием «Большая Медведица» получила лицензию на осуществление образовательной деятельности, то есть у школы появилось законное право заниматься обучением и воспитанием детей. Накануне нового учебного года были заданы несколько вопросов Наталье Бозиной, начальнику управления образования администрации Белгородского района.
Новая школа в посёлке Северный, которая начинает функционировать с 1 сентября 2025 года, третья по счёту. Школа очень долгожданная. Какие проблемы будут решены благодаря введению в строй этой школы? Как будут определены сферы влияния всех трёх общеобразовательных организаций?
Открытие школы позволит полностью ликвидировать двухсменный режим обучения в двух близлежащих школах посёлка Северный почти для 900 учащихся. Кроме того, порядка 100 детей, обучающихся в городе Белгороде, получат возможность обучения по месту жительства. И, конечно, для многих это школа с шаговой доступностью. Территорию, закреплённую для приёма детей, перераспределяли между всеми школами посёлка, руководствуясь именно этим принципом.
Каковы количественные характеристики школы? Какие цифры и факты уже свидетельствуют о её особенностях и значимости?
Это крупнейшая школа в Белгородской области, проектная мощность – 1500 учеников. Площадь здания – 29 тысяч квадратных метров. Расположена школа на земельном участке площадью 6300 квадратных метров. И сама школа, и её территория поражают в первую очередь своими масштабами.
Что Вы уже можете сказать о контингенте обучающихся? Как будут организованы процессы обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья?
Здание проектировалось по принципам инклюзии и безбарьерной среды: вход в здание – без ступеней, отсутствуют пороги, установлены доступные для использования лифты, в бассейне есть подъёмник.
Уже сейчас в школу зачислены 1428 учеников. Почти 8% – это учащиеся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий. Для таких ребят обучение будет организовано по адаптированным образовательным программам с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы развития.
Отличительной особенностью общеобразовательной организации является вариативность содержания образовательных программ, возможность реализации программ различного уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
В целях овладения предметным знанием с использованием двух языков (родного и иностранного), формирования и совершенствования межкультурной компетенции обучающихся, с учётом мнения родителей (законных представителей) организуются билингвальные классы с расширенным изучением предмета «Иностранный язык (английский)» с 1 по 11 классы. Для вовлечения обучающихся в математическую деятельность, подготовки школьников к самостоятельному выбору профессий в инженерной и IT сферах с 1 по 6 класс в отдельных классах увеличивается количество учебных часов на изучение математики. А в 7 и 8 классах создаются классы с углублённым изучением математики. На базе 8 классов организуются предпрофильные, а в 10 классах профильные медицинские, а также психолого-педагогические классы. Создание медицинских классов направлено на развитие интереса школьников к медицине, формирование профессиональной ориентации и подготовку будущих специалистов здравоохранения для Белгородской области. В 10-11 классах обучение осуществляется по профилям. С учётом запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) создаются классы технологического профиля: инженерный с углублённым изучением математики и физики и IT-класс с углублённым изучением математики и информатики.
Как известно, регулирование концессионных соглашений в России осуществляется Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Ваши мысли на этот счёт?
Безусловно, этот Федеральный закон играет ключевую роль в регулировании отношений между государством и частными инвесторами при реализации крупных инфраструктурных проектов, включая строительство образовательных учреждений. Концессия позволяет привлекать частные инвестиции в создание объектов социальной инфраструктуры, таких как школы. Закон предусматривает открытый конкурс среди частных инвесторов, гарантирующий прозрачность выбора партнёра. Это снижает риски финансовых потерь и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств. В числе преимуществ концессии для строительства школ можно отметить привлечение значительного объёма инвестиций, повышение качества строительства и эксплуатационных характеристик зданий за счёт заинтересованности всех сторон соглашения, ускорение сроков возведения и открытия нового учебного заведения. Конечно, существуют определённые сложности и риски. Например, необходимо учитывать долгосрочную финансовую ответственность бюджета региона и муниципалитета за эксплуатацию объекта. Вместе с тем опыт многих российских регионов показывает успешное применение концессионных механизмов для строительства социальных объектов. В нашем районе уже более двух лет успешно функционирует концессионная школа – «Территория Успеха» в посёлке Новосадовый, которая является флагманским учебным заведением Белгородской области. Поэтому мне кажется, что в первую очередь необходимо оценивать широкие возможности для устойчивого развития образовательной инфраструктуры страны и нашего региона, в частности.
Лично Вам нравится проект школы? Что особенного в этом проекте? Какие возможности он предоставляет в дальнейшем функционировании образовательной организации?
Проект здания вдохновлён современным подходом к школьному образованию, когда школа – это не просто место для учёбы, а ещё и локация для всестороннего развития личности ребенка. Особая достопримечательность школы – Атриум: многофункциональная площадка для проведения мероприятий и встреч, выставок и показов, неформальных инициатив обучающихся. Пристальное внимание в новой школе уделено вопросам безопасности учеников: 150 камер внутри, 310 снаружи, умная система безопасности. Уникальный проект здания и благоустройства пришкольной территории, безусловно, предоставляют широкие возможности для насыщения образовательной деятельности, разнообразия видов занятости учеников.
Какой, на Ваш взгляд, должна быть управленческая команда школы? Каким требованиям должны соответствовать руководитель данной школы и его заместители?
Управленческая команда современной школы — ключевой фактор её успешного функционирования и развития. Эффективная работа команды позволяет школе достигать высоких образовательных результатов, обеспечивать комфортную среду для учеников и педагогов, поддерживать инновационные подходы в обучении и воспитании. Что касается требований к директору школы, то это, безусловно, высокий уровень профессиональной компетентности – глубокие знания в области педагогики, психологии, менеджмента, организаторские способности, коммуникативные навыки, способность эффективно взаимодействовать с различными категориями участников образовательного процесса, умение вести переговоры, разрешать конфликты. Применительно к директору «Большой Медведицы» это, кроме того, стратегическое мышление – видение перспектив развития школы, способность ставить долгосрочные цели и разрабатывать стратегии их достижения, инновационность и гибкость, готовность к внедрению новых образовательных технологий и методик, к адаптации в новых условиях, знание и неподдельный интерес к современным тенденциям в образовании, эмоциональный интеллект, понимание эмоционального состояния окружающих, способность управлять своими эмоциями и создавать благоприятный психологический климат в коллективе, мотивация, то есть умение вести за собой персонал, создание условий для профессионального роста педагогов, поощрение их инициативности и творчества.
Заместители директора играют важную роль в организации образовательного процесса, обеспечении дисциплины и безопасности учащихся, развитии материально-технической базы школы. Их профессиональные компетенции, конечно, зависят от направления деятельности, но общими являются профессиональная компетентность, организационно-методические умения, педагогическая квалификация и психологическая подготовка, административные навыки, креативность и инициатива, наставничество и поддержка молодых специалистов. А по направлению деятельности это и компетентность в вопросах разработки учебных программ, контроля качества преподавания, внедрения современных педагогических технологий, и навыки организации внеклассных мероприятий, опыт работы с молодежью, знание психологии подростков, и управление материальным обеспечением школы, и владение информационными технологиями, развитие цифровизации образовательного процесса, обеспечение информационной безопасности.
Все члены команды – это профессионалы высокого класса, обладающие необходимыми компетенциями и личностными качествами, позволяющими успешно решать поставленные перед школой задачи.
Укомплектована ли школа кадрами? Вы довольны подобранным кадровым составом? Если удовлетворены, то постарайтесь обосновать своё удовлетворение? Считается, в новой школе нужно работать особенно, по-новому. Что в Вашем понимании «работать по-новому»?
Насколько эффективно подобран кадровый состав, покажет время. «Работа по-новому» означает адаптацию к современным реалиям и постоянное стремление к развитию и совершенствованию, это переход от традиционных методов управления и обучения к современным подходам: индивидуализация обучения; использование цифровых технологий, искусственного интеллекта во благо себе и обществу; развитие критического мышления, способности эффективно общаться и сотрудничать; повышение роли семьи в воспитательном процессе и активное привлечение родителей к участию в жизни школы; разнообразие форм и методов работы; постоянное саморазвитие всех членов коллектива школы.
Что Вы можете сказать о материально-технических условиях реализации основных образовательных программ?
Для реализации образовательных программ в школе имеются 25-метровый бассейн, также предусмотрены два больших спортивных зала, актовый зал, вмещающий 735 человек, с большим мультимедийным экраном. Территория школьного участка – 6,3 гектара. Во дворе находится площадь с амфитеатром для проведения праздников и отдыха, стадион с футбольным полем, площадки для воркаута, занятий волейболом, теннисом, гимнастикой, зелёные классы, места активного и пассивного отдыха. В школе также имеются тир и соляная комната.
Как Вы лично оцениваете психолого-педагогические и информационно-методические условия реализации основных образовательных программ?
Оцениваю высоко. Знаю, как тщательно подбирался кадровый состав школы. Уверена, что это высококвалифицированные специалисты – настоящие профессионалы, которые любят своё дело и готовы создавать все условия для развития способностей каждого ребёнка, в то же время предоставляя возможность выбора траектории обучения. Убеждена, что коллектив школы во главе с руководителем приложит все усилия, чтобы сформировать доверительные отношения с учениками и их родителями, поддерживать позитивный климат, не бояться трудностей и оказывать поддержку детям и родителям.
В остальном школа оснащена необходимым современным оборудованием и программным обеспечением, цифровыми ресурсами. Разработана учебно-методическая документация, соответствующая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Закуплены и поставлены в школу учебники и учебные пособия, необходимые для качественной подготовки учеников. Определены вузы и предприятия-партнёры для предпрофессиональной подготовки школьников. Такие условия можно считать эффективными и соответствующими современным требованиям.
Школа имеет очень интересное название «Большая Медведица». Кто определял это название? Как оно рождалось? Какой смысл вложен в это название? Как это название будет «трудиться»?
Название школы играет значительную роль в создании её образа и идентификации в обществе. Сочетание «Большая Медведица» несёт глубокий символизм и в первую очередь связано с традициями и культурой народов России. Процесс выбора названия для школы проходил с привлечением школьников и жителей района, предлагались различные варианты. Школа располагается в посёлке Северный. «Большая Медведица» ассоциируется с созвездием Большой Медведицы, которое занимает важное место в мифологии многих народов мира, включая славянские народы России. Оно символизирует мудрость, силу, защиту и ориентир. Вот некоторые смыслы, вложенные в это название: символ мудрости – звёзды созвездия служат путеводителями, помогающими ориентироваться в пространстве и времени; образ силы и защиты – медведь традиционно воспринимался как защитник и покровитель; связь с природой – уважение к окружающей среде и желание сохранить экологию; историко-культурное значение названия связано с традиционными представлениями народа о мире и космосе. Название «Большая Медведица» станет символом школы, отражающим её ценности и миссию. Школа сможет проводить тематические мероприятия, посвящённые изучению природы, астрономии, экологии, истории и культуры. Таким образом, название будет активно способствовать формированию уникальной атмосферы и традиций школы. Число семь – семья. А ещё ковшом созвездия в школе черпают знания.
Ваши мысли относительно того, как в школе будет осуществляться дополнительное образование?
Северная средняя общеобразовательная школа №3 «Большая медведица» большое внимание уделяет гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию детей. Для подготовки обучающихся к военной или иной государственной службе по инициативе участников образовательных отношений в школе будут открыты кадетские классы по направлению «Криминалистика».
В целях формирования разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, формируются многопрофильные и волейбольные спортивные классы на уровнях начального и основного общего образования. Более 15 кружков и спортивных секций различных направлений будет открыто во взаимодействии с музыкальной и спортивной школами Белгородского района, областными Школой олимпийского резерва и технопарком «Кванториум». Для каждого найдётся интересное занятие.
Попробуйте создать «портреты» педагога, родителя и ученика школы «Большая Медведица».
Портрет педагога: Мария Сергеевна Соловьёва, возраст около 35 лет, высшее педагогическое образование, специализация - учитель начальных классов, опыт работы - около 10 лет. Увлекается чтением классической литературы, рисованием акварелью, любит походы на природу. Терпеливая, добрая, внимательная, чуткая, творчески мыслящая, любит детей и стремится передать им любовь к учёбе и познанию окружающего мира. Девиз: «Учить легко и интересно!». Лауреат конкурса профессионального мастерства регионального уровня. Проводит уроки, участвует в разработке учебных материалов, консультирует начинающих учителей, ведёт кружок по литературному творчеству. Отношения с учениками уважительные, доверительные, поддерживает индивидуальный подход к каждому ребёнку. Стремится постоянно повышать квалификацию, изучать новые методики и технологии, делиться опытом с коллегами.
Портрет родителя: Алексей Викторович Иванов, возраст около 40 лет, инженер-конструктор в крупной строительной компании. Женат, трое детей - дочь Аня учится в начальной школе, сын Миша ходит в детский сад посёлка Северный, старший сын учится в одном из колледжей города Белгорода. Интересы и увлечения: спорт (баскетбол, плавание), путешествия по России, кулинария. Ответственный, трудолюбивый, открытый, заботливый отец и муж. Убежден, что главное в воспитании - внимание, доверие и пример взрослого поведения. Регулярно посещает родительские собрания, активно участвует в подготовке школьных праздников, сотрудничает с учителем дочери. Приоритеты в отношениях с ребёнком: создание дружеских отношений, поддержка интересов ребенка, помощь в освоении новых знаний и навыков. Верит в важность воспитания любви к родному краю, культуре и языку своего народа.
Портрет ученика: Андрей Алексеевич Петров, 10 лет, ученик 4-го класса. Спокойный, рассудительный, доброжелательный, общительный, усидчивый, целеустремлённый. Любимые предметы: математика, английский язык, окружающий мир. Проявляет склонность к техническим наукам, увлекается моделированием самолётов и кораблей, занимается спортом. Главные мечты и желания: стать инженером-конструктором в крупной белгородской компании, путешествовать по миру, заниматься волонтёрством. Цель обучения в школе: получать хорошие отметки, помогать одноклассникам, узнавать новое и полезное каждый день. Добрые отношения с большинством ребят, открыт к дружбе, уважительно относится к взрослым
Эти портреты помогают представить идеальных представителей школы «Большая Медведица», образуя целостную картину школьной среды, в которой царят взаимное уважение, ответственность, стремление к успеху и гармоничному развитию всех членов образовательного сообщества.
Предлагаю заглянуть в будущее. Какой Вам видится школа через год? Расскажите о своих ожиданиях.
К 1 сентября 2026-го в «Большой Медведице» хочется увидеть школьный хор и школьный театр, театральную студию на английском языке, волейбольную команду со своей символикой и фирменным стилем. Думаю, к этому времени в школе будут заложены традиции, например: «Музей в каждом классе», фестиваль «Большая семья – Большая Медведица»; ежегодный костюмированный бал, проведение конкурса «Самый «Звёздный» класс на приз директора школы» и другие.
А через три?
Допускаю, что к августу 2028 года школа «Большая Медведица» сможет превратиться в инновационный центр, формирующий конкурентоспособных профессионалов нового поколения, готовых к жизни и работе в быстро меняющемся мире, с активной интеграцией искусственного интеллекта для персонализации учебного процесса, анализа успеваемости и рекомендаций по развитию индивидуальных способностей учащихся.
Обучение в школе станет целенаправленно практикоориентированным, ученики смогут проходить стажировки в компаниях-партнёрах, разрабатывать собственные бизнес-проекты и идеи, создавать инновационные решения и стартапы и решать реальные проблемы общества и бизнеса.
В школе продолжит развиваться и пространственная среда – например, система «умная школа»: системы автоматизации в здании, роботизированные помощники, интеллектуальное освещение и климат-контроль. Преобразятся и творческие пространства: появится больше специальных лабораторий и мастерских для занятий творчеством, исследованиями и инженерными проектами. К этому времени можно будет говорить и о формировании активного сообщества выпускников «Большой Медведицы», реализующих благотворительные инициативы и социальные проекты. Думаю, через три года мы сможем с уверенностью назвать эту школу «флагманской» (вдохновляясь примером Новосадовской школы «Территория Успеха») и сказать, что гордимся достижениями и результатами её учеников, выпускников и всего педагогического коллектива.
А через пять?
Я вижу в первую очередь расширение учебной программы: включение новых предметов и курсов, ориентированных на развитие цифровых компетенций, критического мышления и эмоционального интеллекта, активную и результативную проектную деятельность с акцентом на практическое применение знаний через участие в реальных проектах, связанных с наукой, технологиями и культурой. Безусловно, школа через пять лет немыслима без технологических инноваций, внедрения виртуальной и дополненной реальности для повышения эффективности образовательного процесса. Хочется также пожелать «Большой Медведице» развития межкультурного взаимодействия: организации межрегиональных и, возможно, международных обменов и проектов, способствующих формированию глобального мировоззрения у школьников.
Уважаемая Наталья Алексеевна, пусть всё так и будет!
Вопросы задавал Николай Рухленко