Мы уже сообщали о том, что Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на платформе «Сферум» создан чат-бот «Помощник Рособрнадзора». В январе и феврале текущего года чат-бот был доступен только педагогическим работникам школ, с марта перечень пользователей включает также педагогических работников дошкольных и профессиональных образовательных организаций, то есть детских садов, техникумов и колледжей.
Чат-бот, как известно, нацелен на то, чтобы педагоги быстро получали информацию по вопросам, связанным с бюрократической нагрузкой, а также сообщали о ситуациях, когда они считают, что их права нарушены. Расчёт на то, что это упростит их работу и высвободит время для более важных задач – обучения и воспитания детей.
В министерстве образования области определены региональные операторы, ответственные за обеспечение работы сервиса «Помощник Рособрнадзора», это Елена Третьякова, заместитель начальника департамента по контролю и надзору в сфере образования, и Роман Зенин, консультант отдела федерального государственного контроля (надзора) данного департамента.
О работе чат-бота на заседании оперативного штаба министерства образования области проинформированы все руководители муниципальных органов управления образованием, руководители государственных образовательных организаций, через них - педагоги. Кроме того, информация о чат-боте размещена на официальном сайте министерства в сети «Интернет», опубликована в сетевом издании «Большая переменка».
Чат-бот работает в гибридном формате. Часть ответов сервис даёт автоматически. Вопросы, требующие более детального рассмотрения, перенаправляются региональному оператору. Педагоги оперативно получают ответы на вопросы о бюрократической нагрузке, в частности по участию в мероприятиях за рамками образовательной программы, запросам, поступающим в школу, работе с документами.
С 1 января 2025 года в чат-бот поступило 51 обращение, из них 4 не содержали вопросов, 9 направлены педагогами дошкольных образовательных организаций, 30 – общеобразовательных, 7 – организаций среднего профессионального образования. Одно заявление, поступившее в августе, не представилось возможным соотнести с типом образовательной организации. Наибольшая активность в чат-боте зафиксирована в первом квартале (36) и июле (8) 2025 года.
Педагогов дошкольных образовательных организаций волнуют прежде всего вопросы заполнения журналов, предусмотренных санитарными правилами (журнал мытья игрушек, журнал учёта работы бактерицидной лампы, журнал утреннего фильтра, журнал осмотра на педикулёз). Далее идут вопросы, связанные с обязательной документацией инструктора по физической культуре и учителя-логопеда, нормативно установленным количеством групп для введения ставки старшего воспитателя.
Более 30% обращений работников общеобразовательных организаций касались функциональных обязанностей классного руководителя, перечня его обязательной документации. Поступили единичные вопросы о ведении документации в электронном виде, принятии локальных нормативных актов по переходу на электронный документооборот, установлении режима рабочего времени и распределении нагрузки учителя исходя из стажа работы и квалификационной категории, проведении контрольных работ и использовании результатов всероссийских проверочных работ (ВПР) при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, оформлении отчётов по питанию, участию обучающихся в воспитательных мероприятиях.
Основной проблемой, обозначенной работниками организаций среднего профессионального образования, стала разработка рабочих программ. В 43% обращений содержался вопрос о структуре рабочих программ и обязательности их разработки преподавателями. Проблемой является и возложение на преподавателей обязанностей по заполнению зачётных книжек студентов.
100% поступивших обращений рассмотрены в установленный срок. Всем заявителям даны ответы. С целью максимально полной отработки обращений педагоги в чат-боте информируются о работе «горячей линии» по вопросам документационной нагрузки на педагогических работников и возможности обращения в департамент по контролю и надзору в сфере образования по фактам нарушений обязательных требований.