Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 14 Фев 2025 13:38

Белгородская область: «Главная цель индивидуальных собеседований – добиться понимания сути правовых норм и их выполнения»

Региональным департаментом по контролю и надзору в сфере образования проведены индивидуальные собеседования с управленческими командами средней общеобразовательной школы № 16 города Белгорода, детского сада комбинированного вида № 2 «Ромашка» города Губкина, дворца детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» города Губкина, в которых приняли участие также представители учредителей данных образовательных организаций.

Состав участников определён необходимостью продолжения аналитической работы с контролируемыми лицами, возникшей в ходе проведения профилактических визитов. Так, в школе № 16 города Белгорода в 2024/2025 учебном году обучаются 3 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При этом данная программа устанавливает срок её освоения 9 лет, не предусматривая третий этап реализации, имеются в виду 10 – 12 классы. Тем самым школа нарушает обязательные требования, установленные принятым федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), согласно которым сроки освоения программы для таких обучающихся составляют 9 – 13 лет.

В детском саду комбинированного вида № 2 «Ромашка» города Губкина, количество детей в группе компенсирующей направленности, в которой получают образование дети с расстройством аутистического спектра, - 7 человек, что превышает установленную Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования норму – не более 5 детей.

Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» города Губкина осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Кроме собственного адреса, «Юный губкинец» осуществляет образовательную деятельность ещё по адресам 19 мест осуществления образовательной деятельности. Программы по этим адресам реализуются в сетевой форме. Одним из обязательных требований, предъявляемых к лицензиату, как известно, является наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности. Иные законные основания – это договоры или на право оперативного управления, или аренды, или безвозмездного пользования имуществом. Данные основания противоправно подменять договорами о сетевой форме реализации образовательных программ. Дворец это требование выполняет, договоры безвозмездного пользования имуществом заключены по всем 19 адресам. Точно так же противоправно считать достаточным только наличие договора безвозмездного пользования имуществом без заключения договора о сетевой форме. Таким образом, у образовательной организации, которая реализует свои программы в сетевой форме, должны быть в наличии два договора: договор, подтверждающий владение имуществом, и договор о сетевой форме. У «Юного губкинца» договоры о сетевой форме не заключены. При этом необходимо понимать, что Гражданский кодекс Российской Федерации не рассматривает договор о сетевой форме в качестве законного основания владения имуществом. В договоре о сетевой форме указываются иные сведения: основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы, выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объём ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

Во дворце детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» города Губкина по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам обучаются 38 детей с ограниченными возможностями здоровья, при этом в учреждении не создан психолого-педагогический консилиум, тогда как Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам обязывает организовать образовательный процесс для таких детей с учётом особенностей их психофизического развития, создать для них специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) ребёнка-инвалида.

Важно, чтобы руководитель образовательной организации осознал правовую норму и алгоритм действий по устранению нарушений.  Индивидуальное собеседование явно показывает, насколько руководитель готов соблюдать обязательные требования впоследствии. В процессе собеседований предприняты усилия, чтобы   выявить причины и условия, способствующие допущению нарушений, осмыслить их и побудить к принятию грамотных управленческих мер.

Руководители средней общеобразовательной школы № 16 города Белгорода, детского сада комбинированного вида № 2 «Ромашка» города Губкина, дворца детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» города Губкина проинформировали, как организовано устранение нарушений, какие трудности при этом возникли, специалистами департамента были даны конкретные рекомендации. Так, школа № 16 города Белгорода уже скорректировала адаптированную основную общеобразовательную программу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ознакомила с нею родителей. Детский сад комбинированного вида № 2 «Ромашка» города Губкина приводит в соответствие наполняемость группы, в которой обучаются дети с расстройством аутистического спектра, это делается за счёт перевода детей с согласия родителей в другие детские сады. Во дворце детского (юношеского) творчества «Юный губкинец» города Губкина создан психолого-педагогический консилиум, определён его состав и организована работа. Идёт активная подготовка к заключению договоров о сетевой форме.

Индивидуальные собеседования с руководителями образовательных организаций, как показала практика, - это удачно найденный       в регионе формат работы, способствующий формированию ответственного отношения к правовым нормам и одновременно оказывающий конкретную практическую помощь образовательным организациям.

Надежда Ковтун, первый заместитель начальника управления образования администрации Губкинского городского округа, принимавшая участие в собеседовании, отметила: «Профилактический визит в любом случае стимулирует активную мыслительную и интеллектуальную деятельность управленческой команды организации. В нашем муниципальном образовании стало правилом, чтобы после завершения визита руководитель организации проинформировал своего учредителя. При необходимости мы сразу включаемся в рассмотрение проблемных ситуаций и их разрешение. В ходе собеседования предоставлена возможность задать все интересующие вопросы и получить на них ответы».


Дата последнего изменения: 15 Фев 2025 13:39