Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 23 Янв 2025 11:52

Белгородская область: «Индивидуальное собеседование – это всегда адресно, а значит, эффективно»

Региональным департаментом по контролю и надзору в сфере образования проведено индивидуальное собеседование с командой руководителей и специалистов Старооскольского городского округа, имеющих отношение к тематике обращения родительницы, в котором она указала на упущения в деятельности образовательных организаций и на нарушения прав и законных интересов своего сына, который является ребёнком с проблемами в обучении.

Команду возглавила Анна Жданова, начальник департамента образования администрации Старооскольского городского округа, выполняющего функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций.

К ситуации с ребёнком имеют отношение школы № 16 и № 15, детский сад № 31 «Журавлик» Старооскольского городского округа, обе территориальные психолого-медико-педагогические комиссии (дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций). Поэтому для участия в собеседовании были приглашены Лариса Хлынова, заведующая детским садом № 31 «Журавлик», Наталия Полева, директор школы № 16, Елена Орехова, директор школы № 15, Наталья Нечаева и Ольга Дюкарева, руководители обеих ТПМПК, а также Ирина Устюгова, директор муниципального центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования, сказал: «Как показала практика, индивидуальное собеседование с управленческой командой имеет огромное значение, так как позволяет рассмотреть ситуацию применительно к конкретному ребёнку комплексно, повышает удовлетворённость, мотивирует на достижение оптимального результата».

Информации руководителей образовательных организаций продемонстрировали недостаточную скоординированность в действиях. И детский сад, и каждая школа работали в замкнутом пространстве, не взаимодействуя между собой. О проблемах на уровне дошкольного образования не была проинформирована школа, то есть не обеспечена преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Отсутствовала связь с ТПМПК. Ребёнок по завершении дошкольного образования не был повторно обследован комиссией, не дана оценка его всестороннего развития. Много проблем с организацией работы психолого-педагогических консилиумов и в детском саду, и в школах. Психолого-медико-педагогические комиссии также функционируют изолированно. Такая разобщённость, отсутствие системности не способствуют грамотной, последовательной, целенаправленной работе с ребёнком, отчего проблемы в развитии ребёнка только накапливаются, а не разрешаются. Наблюдается определённая боязнь доводить до матери объективную информацию, педагоги и мать смотрят на ребёнка по-разному, в итоге процессам обучения и воспитания не присуща комфортность и результативность. Сложность ситуации объясняется тем, что ребёнок основательно не изучен и не обследован, мать хочет диктовать и диктует свои условия, а школа № 15, где сейчас обучается ребёнок, действует фрагментарно, на ситуацию отсутствует целостный взгляд, тем более в школе имеет место неукомплектованность  квалифицированными психолого-педагогическими кадрами.

К категории детей с проблемами в обучении относят тех, кто испытывает устойчивые затруднения в усвоении образовательных программ в силу различных социальных и биологических причин. Школьники с трудностями в обучении – это дети, которые имеют слабо выраженные, негрубые отклонения в функционировании центральной нервной системы, отличаются недостаточной готовностью - социальной, эмоциональной, интеллектуальной - к школе и в целом к обучению. В первую очередь трудности в обучении связаны с освоением навыков чтения и письма, дислексией, дисграфией, обработкой когнитивной информации, дискалькулией. Если обратиться к психолого-педагогической классификации этих проблем, то их появление связывают с общей познавательной пассивностью, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики, которая проявляется в виде двигательной расторможенности и недостаточной координации движений, недостатками эмоционально-волевой регуляции, внимания, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации, недоразвитием отдельных психических процессов – памяти, мышления, восприятия, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью и мотивацией учиться. Что именно из перечисленного характерно для ребёнка, старооскольские специалисты назвать затруднились, но все как один сослались на недостатки речи. Детей с трудностями в обучении, особенно учеников начальных классов, принято относить к так называемой «группе риска». И это справедливое утверждение, так как начальное отставание в учёбе, систематические трудности в обучении ведут к тому, что ребёнок может стать неуспевающим. Закономерным следствием становятся педагогическая запущенность, школьная дезадаптация и трудновоспитуемость. Конечно, большинство детей попадают в категорию с трудностями в обучении, когда они начинают учиться в школе. При этом в первом классе проблемы с учёбой часто списывают на возраст, сложности адаптации к школьному режиму и другие факторы. И только во втором-третьем классе педагоги начинают обращать внимание родителей, что у их ребёнка есть проблемы с обучением. Это низкая скорость письма и чтения, неспособность ребёнка самостоятельно выполнять домашнюю работу, присутствие нелепых, глупых ошибок на письме, пропуски букв, их замена во время чтения или выполнении письменной деятельности, сложности с запоминанием и воспроизведением информации, значительные проблемы с чтением вслух.

Дети с трудностями в обучении в целом характеризуются низкими показателями в развитии интеллектуальных процессов, при этом данные сложности практически всегда сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями. Такие дети отличаются низкой познавательной активностью, которая дополняется быстрой утомляемостью, истощаемостью и низким ресурсным состоянием. Быстрое утомление всегда приводит к потере работоспособности и снижению мотивации.

Наш ребёнок в этом году учится во втором классе, и нужно приложить множество усилий, чтобы он не оказался в числе педагогически запущенных. Главное не упустить время. Необходимо также объективно оценивать семью ребёнка с точки зрения благополучия и неблагополучия.

Проведённое собеседование включало глубокий анализ деятельности образовательных организаций, ответы на вопросы.

Анна Жданова, начальник департамента образования администрации Старооскольского городского округа, отметила: «Ситуация с ребёнком проанализирована всесторонне и глубоко. Разговор был очень полезным. Даны практические советы и рекомендации. Мы дополнительно разберём ситуацию, конкретные действия будут зафиксированы в соответствующей дорожной карте. У каждого ребёнка с проблемами в обучении эти проблемы сугубо индивидуальные, наша задача – в них вникнуть, понять и устранить, добиться позитивной динамики. Будет скорректирована деятельность территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, включая их профессиональное взаимодействие. Деятельность детского сада № 31 «Журавлик», школы № 16 и школы № 15 будет взята на постоянный контроль. Всем необходимым потенциалом для разрешения конфликтной ситуации  Старооскольский городской округ располагает».


Дата последнего изменения: 23 Янв 2025 11:53