Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 17 Фев 2025 19:55

Белгородская область: «Как добиться в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, положительного результата»

Приносящие положительные результаты подходы, формы и методы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, стали темой регионального совещания с директорами и заместителями директоров профессиональных образовательных организаций.  Правовым основанием для выявления несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, как известно, является Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Интерес у участников совещания вызвало выступление Людмилы Тишкиной, заместителя директора Белгородского техникума промышленности и сферы услуг. Целью работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, здесь обозначено оказание социально-психолого- педагогической помощи семье в решении возникших проблем. В качестве задач в техникуме определены:

- обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей, в решении проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания несовершеннолетних;

- повышение уровня социальной защищённости детей, устранение (снижение интенсивности) влияния негативных факторов на личность подростка и процесс его личностного развития;

- стимулирование семьи на положительные изменения;

- содействие гармонизации взаимоотношений подростка и его родителей (законных представителей);

- выстраивание и развитие механизмов межведомственного взаимодействия с целью оказания помощи семьям;

- совершенствование деятельности образовательной организации по оказанию помощи детям и родителям, поиск эффективных форм и методов работы.

В каких случаях семья признаётся семьёй, находящейся в социально опасном положении?

Основаниями для этого считаются:

- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);

- отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие жилья, отдельной комнаты, места для отдыха и игр);

- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);

- вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, воровство, проституция);

- жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребёнку);

- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи с техникумом, невнимание родителей к успехам, успеваемости и свободному времяпровождению ребёнка).

К таким семьям однозначно относятся семьи, в которых дети совершили правонарушения и (или) антиобщественные действия.

Основные принципы, которых придерживаются в техникуме, - это соблюдение действующего законодательства, системность, комплексность, индивидуальный подход, конфиденциальность, сотрудничество, актуальность и своевременность оказания помощи.

Условия реализации профилактической работы с подобными семьями включают анализ сложившейся в семье ситуации, целенаправленное, адресное участие педагогов техникума в решении проблем семьи, взаимодействие образовательной организации с учреждениями системы профилактики, наличие компетентных кадров, а также стремление членов семьи изменить сложившуюся ситуацию.

Если проанализировать технологию работы, то в ней чётко выделяются три этапа: выявление семьи, находящейся в социально опасном положении, сбор информации о семье; планирование работы с семьёй; реализация, актуализация (при необходимости) плана работы по оказанию помощи семье.

Итак, чем наполнен первый этап? В начале учебного года в техникуме формируется банк данных о различных социальных категориях подростков и их семьях, составляется социальный паспорт учебной группы. Анализ социальных паспортов позволяет выявить семьи, в которых могут присутствовать несколько факторов неблагополучия. Нередки случаи, когда одна семья имеет статус многодетной, неполной, с отчимом и малообеспеченной, или же, например, семья неполная и единственный родитель не имеет постоянного места работы.

Подростки из таких семей находятся под постоянным наблюдением. Кураторы групп и заведующая учебной частью систематически контролируют посещаемость учебных занятий. К этой работе привлекается социальный педагог. Отслеживаются наличие у обучающихся канцелярских принадлежностей, одежды по сезону, физкультурной формы для занятий
в зале и на улице, внешний вид, наличие ссадин, синяков, участие родителей (законных представителей) в процессе воспитания и обучения ребёнка, посещаемость ими родительских собраний, поддержание связи
с кураторами групп. При необходимости куратор группы, педагог-психолог, социальный педагог посещают семью по месту жительства, составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. При подозрении на социальное неблагополучие в семье делается устный или письменный запрос в учреждения системы профилактики с целью получения дополнительной информации о семье.

При выявлении семейного неблагополучия или фактов жестокого обращения с детьми информация направляется для проведения проверки
в ОПДН и КДН и ЗП Белгородской области.

Второй этап – это планирование работы с семьёй. После выявления семейного неблагополучия на заседании Совета по профилактике правонарушений рассматривается вопрос о постановке семьи или подростка на внутритехникумовский учёт. Для каждой конкретной семьи разрабатывается индивидуальный план работы, направленный на преодоление возникших проблем. Перечень мероприятий плана варьируется в зависимости от проблемы семьи. Утверждаются ответственные и сроки исполнения.

При постановке семьи, оказавшейся в социально опасном положении, на межведомственный учет, техникум участвует в разработке межведомственного комплексного плана оказания помощи семье и подростку.

Третий этап - это работа по оказанию помощи семье. На данном этапе осуществляется реализация индивидуально-профилактического плана работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении, с соблюдением сроков отчётности. В него при необходимости вносятся коррективы. Заводится личное дело семьи и обучающегося, которое содержит индивидуальный план работы с семьёй, педагогическую характеристику обучающегося, карту студента, допускающего пропуски занятий без уважительной причины, карту семьи, акт обследования жилищно-бытовых условий, листы бесед с родителями (законными представителями), отчёты и другие сведения.

В реализации планов индивидуальной профилактической работы с семьями в техникуме участвуют кураторы групп, шеф-наставники из числа сотрудников предприятий социальных партнёров-работодателей, мастера производственного обучения, социальный педагог, педагог-психолог, медицинский работник, педагоги дополнительного образования.

При выявлении трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся решением Совета профилактики данная категория студентов приглашается на заседание психолого-педагогического консилиума техникума для последующего принятия решения об организации психолого-педагогического сопровождения, а также разработки индивидуальных рекомендаций путём создания специальных условий получения образования.

Основными формами и методами работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении, являются диагностика, индивидуальные и групповые беседы, классные часы, лекции, вовлечение в досуговую деятельность. С целью правового просвещения несовершеннолетних, формирования навыков законопослушного поведения, навыков здорового образа жизни, профилактики правонарушений в техникуме на регулярной основе проводится Единый день профилактики с привлечением сотрудников субъектов профилактики. Единый день профилактики - это целый комплекс мероприятий, направленных на ознакомление со своими правами и ответственностью, с правилами безопасного поведения, на борьбу с вредными привычками, поэтому является одной из эффективных форм работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении. В сентябре 2024 года при поддержке Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации в Республике Адыгея на базе ФГБПОУ «Майкопское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» были организованы Всероссийские учебно-методические сборы по вопросам организации работы с обучающимися с девиантным поведением, в рамках которых был представлен и положительно оценен опыт техникума по проведению Единых дней профилактики.

Основными формами и методами работы, используемыми в работе
с семьёй, являются диагностика, родительские собрания, посещения на дому, индивидуальные и групповые беседы, психолого-педагогические консультации, родительская гостиная.

Беседы проводятся педагогическими работниками с родителями несовершеннолетних по актуальным вопросам воспитания подростка, ответственности родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, даются рекомендации по обучению и воспитанию детей, организации их досуга. С несовершеннолетними проводятся беседы о необходимости законопослушного поведения в техникуме и на улице, о недопустимости пропуска учебных занятий без уважительной причины, о необходимости и ответственности обучающихся за получение среднего профессионального образования, о недопустимости совершения правонарушений. Все беседы фиксируются в журнале индивидуальной работы с обучающимися.

Консультирование семьи проводится с целью повышения социально-правовой и педагогической грамотности. До сведения родителей доводится актуальная информация о том, кем и какая помощь может быть оказана семье: в том числе медицинская, юридическая, психолого-педагогическая, различные виды социальной помощи, помощи в организации досуга детей. Родителям и несовершеннолетним оказывается помощь в организации дополнительной занятости детей в кружках и секциях, функционирующих
в техникуме.

Специалисты и педагоги техникума проводят просветительскую работу среди родителей через индивидуальные беседы, родительские собрания и родительскую гостиную. Индивидуальные беседы проводятся
по вопросам успеваемости детей, соблюдения норм поведения в техникуме, профилактики детско-родительских отношений. В рамках родительских собраний поднимается вопрос об ответственности родителей за получение детьми среднего профессионального образования, необходимости соблюдения обучающимися устава образовательной организации.

Одной из эффективных форм работы педагогов техникума
с родителями является Всероссийское мероприятие «Родительская гостиная». Это очень удачный формат проведения.  Прежде всего оно направлено на сохранение ценности семьи, формирование семейного и родительского сообщества вокруг подросткового пространства и создание благоприятной обстановки для общения и развития родителей в контексте понимания подросткового возраста и поиска новых способов укрепления отношений с детьми.

Кроме того, работа техникума с семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется при тесном сотрудничестве с социальными партнёрами: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (Белгорода, Белгородского района, районов Белгородской области), ОП-1 УМВД России по г. Белгороду, отделом опеки и попечительства УСЗН администрации г. Белгорода, управлением молодёжной политики администрации г. Белгорода, ОГБУЗ «Областной наркологический диспансер», ОГБУЗ «Белгородский Центр профилактики и борьбы со СПИД», ОГБУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения».

Совместными формами работы являются сверка списков, рейды по проверке семей по месту жительства, организация досуга несовершеннолетних, консультирование, отчётность, внесение предложений и изменений в планы индивидуальной профилактической работы.

Результативность профилактической работы с семьёй оценивается по качественным и количественным характеристикам. К качественным характеристикам относятся успешность реализации индивидуальной профилактической работы с семьёй, улучшение семейной ситуации, преодоление семьёй жизненных трудностей, гармонизация внутрисемейных отношений. К количественным характеристикам относятся снижение в техникуме числа семей, находящихся в социально опасном положении, а также увеличение числа семей, оказавшихся в социально опасном положении, снятых с профилактического учёта.

В результате проводимой работы появляется положительная динамика, включающая следующие показатели:

- со стороны родителей происходит усиление контроля за несовершеннолетним, его интересами и времяпровождением, больше внимания уделяется вопросам воспитания и обучения подростка;

- у обучающихся сокращается количество пропусков занятий без уважительных причин и, как следствие, повышается успеваемость по учебным дисциплинам, ликвидируются академические задолженности;

- семья становится более открытой для общения, поддерживает контакт с техникумом;

- семья позитивно настроена на взаимодействие со специалистами техникума, готова принимать от них различные виды помощи.

Результаты проделанной в 2024 году работы стали основанием для снятия с сопровождения и профилактического учёта 6 семей.


Дата последнего изменения: 17 Фев 2025 19:58