Региональным департаментом по контролю и надзору в сфере образования проведено совещание с директорами школ города Белгорода и представителями их учредителей по итогам анализа ответов на предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований о фактах отсутствия четвертных и текущих отметок в 2024/2025 учебном году у обучающихся 5 - 9 классов.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования, сказал: «В регионе объявленные предостережения не остаются без внимания, большинство контролируемых лиц считает целесообразным по своей инициативе проинформировать контролирующий орган о принятых мерах, тем самым выйти на связь с его специалистами и обсудить возникшие проблемы. Это очень хорошая практика».
В ноябре и декабре 2024 года 42 государственные и муниципальные общеобразовательные организации, расположенные на территории
Белгорода, получили 62 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере образования по итогам рассмотрения двух информаций, поступивших из областного государственного бюджетного учреждения «Белгородский региональный центр оценки качества образования». Основанием для информирования послужили выгрузки из государственной информационной системы Белгородской области «Образование» о выставлении обучающимся четвертных и текущих отметок в электронные классные журналы, которые являются обязательными школьными документами.
24 предостережения по итогам отработки первой информации, подготовленной по состоянию на 5 ноября 2024 года, объявлены в части отсутствия отметок за I четверть 2024/2025 учебного года
у обучающихся 5-9 классов.
38 предостережений по итогам отработки второй информации, подготовленной за период с 5 ноября 2024 года по 20 ноября 2024 года, объявлены в части отсутствия в ГИС Белгородской области «Образование» текущих отметок во II четверти 2024/2025 учебного года у обучающихся 5-9 классов.
В департамент по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области поступило:
- 23 ответа на 24 предостережения первой партии,
- 24 ответа на 38 предостережений второй партии.
Содержательность и полнота ответов обеспечена за счёт приведения фактов о том, какие управленческие меры приняты, какие мероприятия проведены, где рассмотрены вопросы учёта успеваемости.
Поступившие ответы на предостережения содержат сведения о таких мероприятиях, как:
- проведение совещаний при директоре;
- вынесение дисциплинарных взысканий учителям, не выставившим вовремя отметки;
- проведение оперативных совещаний с педагогическим коллективом;
- внесение изменений в локальные нормативные акты: «Положение об оценке и учёте образовательных достижений обучающихся с учётом сетевой формы реализации образовательных программ», «Положение о ведении журналов и дневников обучающихся»;
- утверждение дорожной карты по недопущению выявленных нарушений;
- взятие объяснительных, проведение бесед с учителями;
- рассмотрение вопроса о выставлении отметок на заседаниях педагогического совета и методических объединений;
- организация персонального контроля работы учителей.
Самыми распространёнными мерами оказались:
- проведение оперативных совещаний с педагогическим коллективом и совещаний при директоре;
- взятие объяснительных у учителей, не выставивших вовремя отметки, и вынесение им дисциплинарных взысканий.
Меры по внесению изменений в локальные нормативные акты, установлению персонального контроля за работой учителей и рассмотрению вопроса внутришкольной оценки образовательных достижений обучающихся на заседаниях педагогического совета и методических объединений являются единичными.
К типичным ошибкам, свидетельствующим о формальном и поверхностном подходе при подготовке ответа, относятся следующие:
- изданы приказы по результатам проверки ведения классных электронных журналов, при этом результаты проверки не обсуждались;
- дублируется текст предостережения в ответе;
- приводятся нелепые оправдания («нарушения произошли по причине невнимательности педагогов»; «обучающийся был отчислен, но в электронном классном журнале продолжал отображаться без отметки о выбытии»; «педагоги не выставили отметки в связи с малым опытом работы»; «при назначении учебного плана в ГИС «Образование» была допущена ошибка: обучающемуся с ОВЗ назначен учебный предмет, который отсутствует в учебном плане»; «учитель не выставил отметку за I четверть, потому что на момент выставления отметок в ГИС «Образование» произошёл технический сбой, учитель посчитал, что отметки сохранились»; «в связи с ограниченным доступом в ГИС «Образование» учитель озвучила обучающемуся и родителям четвертную оценку, но в журнал не выставила»; «в период отсутствия учителя замена уроков осуществлялась другими учителями, текущие отметки выставлялись в бумажный журнал, так как у учителей не было доступа в ГИС «Образование», отметки из бумажного журнала были перенесены в электронный журнал по возвращении отсутствующего учителя»);
- в некоторых ответах указано, что предостережение
о недопустимости нарушения обязательных требований объявлено
по результатам проверки, проведённой при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, тогда как
на проведение проверок в настоящее время наложен мораторий и они не проводятся.
На совещании заслушаны директора школ города Белгорода с отчётами о принятых мерах в связи с объявленными предостережениями.
По итогам совещания руководителям государственных и муниципальных общеобразовательных организаций г. Белгорода и их учредителям поручено:
- провести анализ индивидуального учёта результатов освоения обучающимися общеобразовательных организаций общеобразовательных программ в III четверти 2024/2025 учебного года в части выставления текущих отметок в государственной информационной системе Белгородской области «Образование»;
- в случае выявления фактов невыставления отметок обучающимся в данной ГИС устранить выявленные нарушения и незамедлительно принять меры по их недопущению.