Образование для жизни. Мотивация к обучению. Изменение оценки результатов. Эти и другие приоритетные идеи будут заложены в содержание новой Стратегии образования–2040. Пока над текстом документа работают федеральные и региональные эксперты. Но известно, что текст Стратегии представят в марте 2025 года.
Именно поэтому сотрудники министерства образования Белгородской области, руководители муниципальных органов управления образованием, представители общественных организаций собрались сегодня, чтобы проанализировать федеральные задачи развития отрасли и каскадировать их на уровень региона. Стратегическая сессия состоялась на площадке Белгородского института развития образования.
«Основные итоги и показатели нацпроектов «Образование», «Демография» должны синхронизироваться с новыми национальными проектами. В этом и будет смысловая ценность образования. В детских садах обеспечена 100-процентная доступность мест. В регионе практически ликвидирована «вторая смена» в школах, что позволяет продолжать образование во внеурочное время. Функционируют профильные классы – медицинский, психолого-педагогические, IT-, агроклассы и другие. В системе среднего профобразования открыты четыре кластера по регионообразующим отраслям. Мы выстраиваем чёткий образовательный маршрут для ребёнка: из детского сада до целевого работодателя. Это и есть социализация: образование для жизни, а не для школы. Время предъявляем новые вызовы, и мы должны давать адекватные решения этим переменам», обратился к участникам стратсессии первый заместитель министра образования Белгородской области Андрей Мухартов.
Новые национальные проекты будут коррелировать приоритетам, заложенным в Стратегии образования–2040. Это качество образования, реальные компетенции, новый уровень цифровизации, «бесшовность» в подготовке кадров естественно-научных и математических дисциплин, оснащение школ высокотехнологичным оборудованием, экспорт и экономика образования, воспитание патриота, гражданина, любящего свою страну.
Получив «векторные» установки, эксперты работали в линейных командах. Обозначали проблемы и генерировали идеи для последующей реализации в Стратегии. Так, участники блока «Мнение будущего» озвучили одну из функциональных задач – постоянное повышение цифровых компетентностей учителей. Как тут не согласиться с российским педагогом Александром Асмоловым, что «дети – цифровые аборигены, а мы (взрослые) – люди Юрского периода»? Школьники хотят, чтобы уроки были современными и интересными. Например, география – где можно с помощью VR перенестись на другую планету. Значит, учителю нужно включать в урок развивающую задачу, чтобы поддерживать у детей стремление познавать новое.
Участники групп «Общее» и «Дошкольное» образование» к вызовам времени отнесли постоянную потребность учеников, их родителей, педагогов в квалифицированной психологической поддержке. В зоне особого внимания – дети с ОВЗ. Предложенные решения: обеспечение безопасных образовательных условий; реальная работа психологов, социальных педагогов, в том числе школьных служб примирения; тренинги для родителей – на выстраивание отношений с детьми. Ученики хотят большего живого общения.
О новой специфике отрасли говорили участники блока «Качество образования». Оценивать результаты необходимо не только по ОГЭ, ЕГЭ и ВПР, а по умению школьника/студента применять полученные знания на практике. Чтобы образовательное пространство в школе/колледже/техникуме было мотивирующим, необходимо устранить дефицит кадров естественно-научного профиля и материально-техническую базу учреждения максимально интегрировать во все учебные профили. Педагог должен помогать своему воспитаннику выстраивать вектор профессиональной карьеры. Вполне возможно, что потребуется ввести новую должность «ПРОФОРИЕНТОЛОГ».
Говоря о новом этапе «Цифровизации», эксперты не только обозначили необходимые решения: разработка отечественного ПО, синхронизация всех систем сбора и анализа больших данных, цифровая гигиена, но и указали на риски, возникающие при хаотичном использовании ИИ. Если школьники будут постоянно использовать машинный интеллект для решения домашних заданий, как будет учитель оценивать их результаты? Что произойдёт с мышлением самого ребёнка? То есть, вызов в данном случае глобальный – выстраивать компетентную систему отношений с ИИ, чтобы со временем не проиграть «машине».
Эта тема прозвучала и в группе «Дополнительное профессиональное образование». Предложенные экспертами решения: эффективная профессиональная переподготовка педагогов как переход на новую ступень; ранее погружение учащихся в профессию, материальное стимулирование учеников психолого-педагогических классов остаться в профессии – выплата именных стипендий.
«Единство ценностей воспитательного пространства» – так обозначили эксперты задачи своего тематического блока. Детский туризм, работа школьных спортивных клубов и театров, участие в волонтёрских организациях – всё это развивает у детей навыки работы в команде, приобщает к здоровому образу жизни. Приоритетным направлением остаётся Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся. А это комплекс мероприятий исторического содержания. Одно из решений – внести в Конституцию РФ идеологические основы воспитания личности.
«Нам необходимо воспитать и обучить такого школьника, выпускника, который не уедет из своего региона, а обогатит его историю. Этот человек принесёт славу области, своей стране. Уважение к труду человека, к результатам этого труда, любовь к своей земле, высокая гордость за свою Родину – это всё крайне актуально. И это необходимо формировать с детского возраста. Историческая память, как необходимое условие гордости за свою историю, своих предков, – и есть ключевая составляющая эстафеты патриотического и духовно-нравственного воспитания», подвёл итоги стратегической сессии заместитель губернатора области – министр образования Белгородской области Андрей Милёхин.
Отметим, что у отраслевых экспертов впереди ещё несколько совещаний по формированию Стратегии образования–2040. Будут подготовлены детальные предложения для внесения в документ.