В августе 2025 года специалисты департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области нанесли профилактические визиты в 10 дошкольных образовательных организаций Красногвардейского района. Основанием для визитов явилась инициатива контролируемых лиц. Все визиты проведены по месту осуществления их деятельности. В связи с этим были заданы несколько вопросов Людмиле Чертовой, консультанту отдела федерального государственного контроля (надзора) департамента по контролю и надзору в сфере образования.
Уважаемая Людмила Васильевна! Какие профилактические визиты совершать легче: по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи? А какие профилактические визиты эффективнее?
Кроме проведения профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 997, предусмотрена возможность проведения профилактического визита также путём использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».
Видео-конференц-связь использую лишь в случае невозможности нанесения профилактического визита по месту осуществления деятельности контролируемого лица. Такая невозможность связана с оперативной обстановкой, которая имеет место в ряде приграничных территорий.
При этом, если выбор стоит между проведением профилактического визита
в традиционном формате или в режиме видео-конференц-связи, выберу однозначно первый вариант, поскольку считаю его эффективнее.
Эффективность заключается, во-первых, в возможности непосредственного осмотра: можно увидеть фактическое состояние оборудования, помещений, процессов и т.д. Во-вторых, в непосредственном общении, которое позволяет установить личный контакт с руководителем, его заместителями и педагогическим коллективом, что повышает открытость и доверительность общения. В-третьих, в возможности оценить неформально, объективно обстановку и глубже понять деятельность контролируемого лица: можно получить представление о культуре безопасности, отношении к требованиям законодательства, непосредственное наблюдение за процессами позволяет лучше понять особенности деятельности контролируемого лица и выявить потенциальные риски.
Но поскольку вопрос стоит в том, какие профилактические визиты совершать легче, то однозначно путём использования видео-конференц-связи. В данном случае речь идёт:
- об экономии времени и ресурсов: не требуется тратить время и деньги на дорогу до места осуществления деятельности;
- о доступности: обеспечена возможность доступа к контролируемым лицам, находящимся в удалённых муниципалитетах;
- о возможности записи: можно записать видеоконференцию для последующего анализа;
- о минимизации стресса для обеих сторон: обычно присуща более расслабленная атмосфера по сравнению с личным визитом.
Как Вы определяете состав участников профилактической беседы? Кого предпочитаете видеть среди участников?
Состав участников профилактической беседы определяю исходя
из цели беседы, предмета обсуждения и особенностей ситуации. Если профилактический визит наносится в учреждение, например, после проверки, то в состав участников прошу включать тех лиц, которые непосредственно вовлечены в проблему или могут оказать влияние на её решение, а также тех, чьи интересы могут быть затронуты.
При этом участники должны обладать достаточной компетентностью для обсуждения вопросов, вынесенных на профилактическую беседу.
В профилактических визитах обязательно должен принимать участие руководитель организации, поскольку его присутствие необходимо для получения информации из первых рук, разъяснения ситуации и выработки совместных решений, а также заместители руководителей, их присутствие важно для обеспечения принятия мер по устранению нарушений или предотвращению негативных последствий.
Все дошкольные образовательные организации Красногвардейского района, куда нанесены профилактические визиты, относятся к категории низкого риска. Как этот фактор учитывался Вами при подготовке и проведении профилактических визитов?
При нанесении профилактических визитов в дошкольные образовательные организации Красногвардейского района, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, сместился акцент на цель его проведения. Основной целью визитов явились:
- ознакомление с объектом контроля;
- знакомство с общими вопросами контрольно-надзорной деятельности;
- информирование о существующих категориях и критериях риска и об отнесении объекта контроля к одной и них;
- рекомендации о том, как не попасть в среднюю или высокую категории риска.
При этом консультирование по различным вопросам, относящимся
к нашему перечню вопросов, проходило красной нитью через всю беседу.
Проведение оценки уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, поиск и фиксация нарушений в таких визитах вышли на второй план.
Таким образом, отнесение дошкольных образовательных организаций к категории низкого риска позволило при проведении профилактических визитов сместить акцент с так называемых «карательных» мер на оказание методической помощи и поддержку, что способствовало укреплению доверия и созданию атмосферы сотрудничества между контролирующим органом и образовательными организациями. Это, в свою очередь, должно способствовать более эффективному соблюдению обязательных требований и повышению качества дошкольного образования
в Красногвардейском районе.
Законодательство предусматривает, что в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о рекомендуемых способах снижения категории риска. Как преодолеть мнение о нецелесообразности профилактического визита, если образовательная организация отнесена к категории низкого риска?
Необходимо объяснить контролируемому лицу, что профилактический визит как профилактическое мероприятие направлен не на выявление нарушений и наказание за уже совершенные нарушения, а на их предупреждение, он носит консультативный и предупредительный характер, не предполагает выдачи предписаний об устранении нарушений и привлечения к административной ответственности. Основная цель – помочь контролируемому лицу избежать нарушений в будущем.
С таким подходом любая образовательная организация, которая отнесена к категории низкого риска, будет не против, а за проведение профилактического визита.
Поделитесь мыслями о подходах к содержательному наполнению профилактической беседы. Что нужно, чтобы информирование об обязательных требованиях воспринималось с интересом?
Содержательное наполнение профилактической беседы - ключевой фактор её успеха. Чтобы беседа не превратилась в формальное зачитывание нормативных правовых актов, а стала полезной и интересной для контролируемого лица, необходимо применять продуманные подходы. Вот мои мысли по этому поводу:
- необходимо учитывать особенности конкретной организации, её масштабы;
- хорошо приводить примеры из практики: рассказывать о реальных случаях нарушений и их последствиях, которые произошли в аналогичных организациях;
- оправдывает себя совместный поиск решения;
- очень востребовано предоставление чётких и понятных рекомендаций, которые помогут контролируемому лицу устранить выявленные проблемы и предотвратить их повторение;
- важно создать атмосферу доверия, сотрудничества и доброжелательности;
- большое значение имеет уважение мнения контролируемого лица;
- полезно использование наглядных материалов: презентаций, схем, графиков, фотографий;
- язык беседы должен быть доступным и понятным;
- никогда не помешает эмоциональность.
Следуя этим рекомендациям, специалист сможет сделать профилактическую беседу не только полезной, но и интересной для контролируемого лица, что повысит эффективность контрольно-надзорной деятельности и будет способствовать соблюдению обязательных требований.
На что обращаете внимание при ознакомлении с объектом контроля?
При ознакомлении с объектом контроля обращаю внимание на следующие факторы, которые позволяют составить комплексное представление о его деятельности. Это:
- общие сведения об объекте контроля: паспорт образовательной организации контролируемое лицо направляет заблаговременно
в департамент;
история предыдущих проверок и проведения профилактических мероприятий: позволяет выявить проблемные области и оценить динамику соблюдения обязательных требований;
- состояние помещений, оборудования: оцениваю с точки зрения соответствия требованиям безопасности;
- культура безопасности, открытость и готовность к сотрудничеству: оцениваю отношение администрации образовательной организации
к вопросам безопасности, заинтересованность работников в соблюдении обязательных требований.
Расскажите о том, как Вы в ходе профилактической беседы мотивируете её участников на активный диалог?
Мотивирование участников на активный диалог в ходе профилактической беседы – это ключевой элемент, определяющий её эффективность. Без активного участия сложно добиться понимания, выявить проблемы и выработать совместные решения. Вот как я стараюсь мотивировать участников:
- создаю благоприятную атмосферу доброжелательности и открытости. Начинаю беседу с приветствия, представляюсь, устанавливаю зрительный контакт и улыбаюсь. Важно создать впечатление заинтересованного человека, а не строгого проверяющего;
- подчёркиваю важность профилактического мероприятия, говорю
о том, что их активное участие необходимо для достижения общих целей;
- объясняю цель беседы, подчёркиваю её профилактический,
а не «карательный» характер;
- использую юмор (умеренно и уместно), чтобы разрядить обстановку и создать более расслабленную атмосферу;
- активно слушаю, проявляю интерес к словам собеседника, задаю уточняющие вопросы, киваю головой, повторяю ключевые фразы, чтобы показать, что я понимаю их;
- хвалю за конструктивные идеи, полезные предложения, за проявление инициативы. Отмечаю даже небольшие успехи и улучшения.
Как Вы осуществляете в ходе профилактического визита сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категории риска?
Моя задача – собрать максимально объективную и достоверную информацию, чтобы правильно оценить потенциальную опасность деятельности объекта контроля. Вот как это делаю:
- изучаю нормативные документы;
- изучаю, каким образом учреждение попало в ту или иную категорию риска;
- анализирую предыдущие проверки, объявленные предостережения;
- провожу беседы с руководителем, заместителями руководителя, педагогическими работниками;
- анализирую информации из открытых источников;
- делаю фотофиксацию.
Осуществлялось ли в ходе профилактических визитов консультирование в виде устных разъяснений? По каким вопросам?
Консультирование осуществляю по вопросам, связанным
с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), определённым Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 997.
Что Вас удовлетворило в ходе профилактических визитов? Что определяет меру удовлетворённости?
Удовлетворило:
- понимание контролируемого лица необходимости соблюдения обязательных требований, осознание, как их соблюдать, и демонстрация стремления к их выполнению;
- проявление интереса к обсуждаемым вопросам;
- выявление проблемных областей в деятельности объекта контроля и совместная разработка конкретных мер по их устранению;
- позитивная обратная связь от контролируемого лица;
- получение положительной оценки и отзывов от участников профилактических визитов.
Что из практики проведения профилактических визитов в Красногвардейском районе будете использовать впоследствии?
Из опыта проведения профилактических визитов в Красногвардейском районе я вынесла ценные уроки, которые намерена использовать в своей дальнейшей работе. Это:
- использование простого и понятного языка, избежание сложных, незнакомых терминов и юридических формулировок (это делает информацию более доступной и понятной);
- фокусирование на практических примерах (разбор конкретных ситуаций и примеров из практики, а также предложение конкретных решений и рекомендаций делает профилактическую беседу более полезной и ценной для участников);
- индивидуальный подход (учёт индивидуальных особенностей каждой образовательной организации при планировании и проведении профилактических визитов).
Большое спасибо за общение!
Вопросы подготовил Николай Рухленко