Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 16 Сен 2025 18:00

Белгородская область: «Людмила Чертова: мысли о профилактическом визите»

В августе 2025 года специалисты департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области нанесли профилактические визиты в 10 дошкольных образовательных организаций Красногвардейского района. Основанием для визитов явилась инициатива контролируемых лиц. Все визиты проведены по месту осуществления их деятельности. В связи с этим были заданы несколько вопросов Людмиле Чертовой, консультанту отдела федерального государственного контроля (надзора) департамента по контролю и надзору в сфере образования.

Уважаемая Людмила Васильевна! Какие профилактические визиты совершать легче: по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи? А какие профилактические визиты эффективнее?

Кроме проведения профилактического визита в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица, Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 997, предусмотрена возможность проведения профилактического визита также путём использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор».

Видео-конференц-связь использую лишь в случае невозможности нанесения профилактического визита по месту осуществления деятельности контролируемого лица. Такая невозможность связана с оперативной обстановкой, которая имеет место в ряде приграничных территорий. 

При этом, если выбор стоит между проведением профилактического визита
в традиционном формате или в режиме видео-конференц-связи, выберу однозначно первый вариант, поскольку считаю его эффективнее.

Эффективность заключается, во-первых, в возможности непосредственного осмотра: можно увидеть фактическое состояние оборудования, помещений, процессов и т.д. Во-вторых, в непосредственном общении, которое позволяет установить личный контакт с руководителем, его заместителями и педагогическим коллективом, что повышает открытость и доверительность общения. В-третьих, в возможности оценить неформально, объективно обстановку и глубже понять деятельность контролируемого лица: можно получить представление о культуре безопасности, отношении к требованиям законодательства, непосредственное наблюдение за процессами позволяет лучше понять особенности деятельности контролируемого лица и выявить потенциальные риски.

Но поскольку вопрос стоит в том, какие профилактические визиты совершать легче, то однозначно путём использования видео-конференц-связи. В данном случае речь идёт:

- об экономии времени и ресурсов: не требуется тратить время и деньги на дорогу до места осуществления деятельности;

- о доступности: обеспечена возможность доступа к контролируемым лицам, находящимся в удалённых муниципалитетах;

- о возможности записи: можно записать видеоконференцию для последующего анализа;

- о минимизации стресса для обеих сторон: обычно присуща более расслабленная атмосфера по сравнению с личным визитом.

Как Вы определяете состав участников профилактической беседы? Кого предпочитаете видеть среди участников?

Состав участников профилактической беседы определяю исходя
из цели беседы, предмета обсуждения и особенностей ситуации. Если профилактический визит наносится в учреждение, например, после проверки, то в состав участников прошу включать тех лиц, которые непосредственно вовлечены в проблему или могут оказать влияние на её решение, а также тех, чьи интересы могут быть затронуты.

При этом участники должны обладать достаточной компетентностью для обсуждения вопросов, вынесенных на профилактическую беседу.

В профилактических визитах обязательно должен принимать участие руководитель организации, поскольку его присутствие необходимо для получения информации из первых рук, разъяснения ситуации и выработки совместных решений, а также заместители руководителей, их присутствие важно для обеспечения принятия мер по устранению нарушений или предотвращению негативных последствий.

Все дошкольные образовательные организации Красногвардейского района, куда нанесены профилактические визиты, относятся к категории низкого риска. Как этот фактор учитывался Вами при подготовке и проведении профилактических визитов?

При нанесении профилактических визитов в дошкольные образовательные организации Красногвардейского района, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, сместился акцент на цель его проведения. Основной целью визитов явились:

- ознакомление с объектом контроля;

- знакомство с общими вопросами контрольно-надзорной деятельности;

- информирование о существующих категориях и критериях риска и об отнесении объекта контроля к одной и них;

- рекомендации о том, как не попасть в среднюю или высокую категории риска.

При этом консультирование по различным вопросам, относящимся
к нашему перечню вопросов, проходило красной нитью через всю беседу.

Проведение оценки уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, поиск и фиксация нарушений в таких визитах вышли на второй план.

Таким образом, отнесение дошкольных образовательных организаций         к категории низкого риска позволило при проведении профилактических визитов сместить акцент с так называемых «карательных» мер на оказание методической помощи и поддержку, что способствовало укреплению доверия и созданию атмосферы сотрудничества между контролирующим органом и образовательными организациями. Это, в свою очередь, должно способствовать более эффективному соблюдению обязательных требований и повышению качества дошкольного образования
в Красногвардейском районе.

Законодательство предусматривает, что в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о рекомендуемых способах снижения категории риска. Как преодолеть мнение о нецелесообразности профилактического визита, если образовательная организация отнесена к категории низкого риска?

Необходимо объяснить контролируемому лицу, что профилактический визит как профилактическое мероприятие направлен не на выявление нарушений и наказание за уже совершенные нарушения, а на их предупреждение, он носит консультативный и предупредительный характер, не предполагает выдачи предписаний об устранении нарушений и привлечения к административной ответственности. Основная цель – помочь контролируемому лицу избежать нарушений в будущем.

С таким подходом любая образовательная организация, которая отнесена к категории низкого риска, будет не против, а за проведение профилактического визита.

Поделитесь мыслями о подходах к содержательному наполнению профилактической беседы. Что нужно, чтобы информирование об обязательных требованиях воспринималось с интересом?

Содержательное наполнение профилактической беседы - ключевой фактор её успеха. Чтобы беседа не превратилась в формальное зачитывание нормативных правовых актов, а стала полезной и интересной для контролируемого лица, необходимо применять продуманные подходы. Вот мои мысли по этому поводу:

- необходимо учитывать особенности конкретной организации, её масштабы;

- хорошо приводить примеры из практики: рассказывать о реальных случаях нарушений и их последствиях, которые произошли в аналогичных организациях;

- оправдывает себя совместный поиск решения;

- очень востребовано предоставление чётких и понятных рекомендаций, которые помогут контролируемому лицу устранить выявленные проблемы и предотвратить их повторение;

- важно создать атмосферу доверия, сотрудничества и доброжелательности;

- большое значение имеет уважение мнения контролируемого лица;

- полезно использование наглядных материалов: презентаций, схем, графиков, фотографий;

- язык беседы должен быть доступным и понятным;

- никогда не помешает эмоциональность.

Следуя этим рекомендациям, специалист сможет сделать профилактическую беседу не только полезной, но и интересной для контролируемого лица, что повысит эффективность контрольно-надзорной деятельности и будет способствовать соблюдению обязательных требований.

На что обращаете внимание при ознакомлении с объектом контроля?

При ознакомлении с объектом контроля обращаю внимание на следующие факторы, которые позволяют составить комплексное представление о его деятельности. Это:

- общие сведения об объекте контроля: паспорт образовательной организации контролируемое лицо направляет заблаговременно
в департамент;

история предыдущих проверок и проведения профилактических мероприятий: позволяет выявить проблемные области и оценить динамику соблюдения обязательных требований;

- состояние помещений, оборудования: оцениваю с точки зрения соответствия требованиям безопасности;

- культура безопасности, открытость и готовность к сотрудничеству: оцениваю отношение администрации образовательной организации
к вопросам безопасности, заинтересованность работников в соблюдении обязательных требований.

Расскажите о том, как Вы в ходе профилактической беседы мотивируете её участников на активный диалог?

Мотивирование участников на активный диалог в ходе профилактической беседы – это ключевой элемент, определяющий её эффективность. Без активного участия сложно добиться понимания, выявить проблемы и выработать совместные решения. Вот как я стараюсь мотивировать участников:

- создаю благоприятную атмосферу доброжелательности и открытости. Начинаю беседу с приветствия, представляюсь, устанавливаю зрительный контакт и улыбаюсь. Важно создать впечатление заинтересованного человека, а не строгого проверяющего;

- подчёркиваю важность профилактического мероприятия, говорю
о том, что их активное участие необходимо для достижения общих целей;

- объясняю цель беседы, подчёркиваю её профилактический,
а не «карательный» характер;

- использую юмор (умеренно и уместно), чтобы разрядить обстановку и создать более расслабленную атмосферу;

- активно слушаю, проявляю интерес к словам собеседника, задаю уточняющие вопросы, киваю головой, повторяю ключевые фразы, чтобы показать, что я понимаю их;

- хвалю за конструктивные идеи, полезные предложения, за проявление инициативы. Отмечаю даже небольшие успехи и улучшения.

Как Вы осуществляете в ходе профилактического визита сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категории риска?

 Моя задача – собрать максимально объективную и достоверную информацию, чтобы правильно оценить потенциальную опасность деятельности объекта контроля. Вот как это делаю:

- изучаю нормативные документы;

- изучаю, каким образом учреждение попало в ту или иную категорию риска;

- анализирую предыдущие проверки, объявленные предостережения;

- провожу беседы с руководителем, заместителями руководителя, педагогическими работниками;

- анализирую информации из открытых источников;

- делаю фотофиксацию.

Осуществлялось ли в ходе профилактических визитов консультирование в виде устных разъяснений? По каким вопросам?

Консультирование осуществляю по вопросам, связанным
с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), определённым Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 997.

Что Вас удовлетворило в ходе профилактических визитов? Что определяет меру удовлетворённости?

Удовлетворило:

- понимание контролируемого лица необходимости соблюдения обязательных требований, осознание, как их соблюдать, и демонстрация стремления к их выполнению;

- проявление интереса к обсуждаемым вопросам;

- выявление проблемных областей в деятельности объекта контроля и совместная разработка конкретных мер по их устранению;

- позитивная обратная связь от контролируемого лица;

- получение положительной оценки и отзывов от участников профилактических визитов.

Что из практики проведения профилактических визитов в Красногвардейском районе будете использовать впоследствии?

Из опыта проведения профилактических визитов в Красногвардейском районе я вынесла ценные уроки, которые намерена использовать в своей дальнейшей работе. Это:

- использование простого и понятного языка, избежание сложных, незнакомых терминов и юридических формулировок (это делает информацию более доступной и понятной);

- фокусирование на практических примерах (разбор конкретных ситуаций и примеров из практики, а также предложение конкретных решений и рекомендаций делает профилактическую беседу более полезной и ценной для участников);

- индивидуальный подход (учёт индивидуальных особенностей каждой образовательной организации при планировании и проведении профилактических визитов).

Большое спасибо за общение!

 

                                                 Вопросы подготовил Николай Рухленко

 


Дата последнего изменения: 16 Сен 2025 18:29