По итогам нанесения профилактических визитов в дошкольные образовательные организации Красногвардейского района заданы вопросы Наталье Кидановой, начальнику отдела федерального государственного контроля (надзора) департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области.
- Какие профилактические визиты совершать легче: по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи?
- Выбор формы проведения профилактического визита неважен. Отличительной особенностью является только то, что на профилактические визиты, проводимые с использованием видео-конференц-связи, не нужно тратить время на дорогу.
- А какие профилактические визиты эффективнее?
- Наиболее эффективны профилактические визиты с выездом на место, так как позволяют непосредственно познакомиться с функционированием образовательной организации и задать вопросы на месте. Они обычно сочетаются с консультированием, одновременно позволяют собрать ту или иную необходимую информацию о деятельности образовательной организации. Очные визиты позволяют погрузиться в атмосферу образовательного процесса. Это особенно важно, если объект отнесен
к категории высокого риска.
- Как Вы определяете состав участников профилактической беседы? Кого предпочитаете видеть среди участников?
- На профилактическую беседу, как правило, приглашаются руководитель образовательной организации и его заместители, а также специалисты, которые участвуют в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся, руководители методических объединений
(при наличии).
- Все дошкольные образовательные организации Красногвардейского района, куда нанесены профилактические визиты, относятся к категории низкого риска. Как этот фактор учитывался Вами при подготовке и проведении профилактических визитов? Законодательство предусматривает, что в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о рекомендуемых способах снижения категории риска. Как преодолеть мнение о нецелесообразности профилактического визита, если образовательная организация отнесена к категории низкого риска?
- Для эффективного и продуктивного взаимодействия в ходе проведения профилактического визита предварительно в образовательную организацию направляется Паспорт ОО. Сведения, указанные в нём, подлежат анализу, что позволяет выявить «проблемные зоны» в деятельности организации и, как следствие, обратить на это внимание руководителя и участников визита, включая их таким образом в диалог и располагая к общению. Это способствует снятию напряжения и волнения на этапе знакомства. Далее, в ходе ознакомления с требованиями действующего законодательства в сфере образования рассматриваются случаи их нарушения, а также меры по их недопущению на примере конкретной организации.
- На что обращаете внимание при ознакомлении с объектом контроля?
- Прежде всего это безопасность, которая создана в организации (ограждение, охрана, укрытие и т.п.), материальная база, предметно-развивающая среда. В ходе осмотра образовательной организации уделяю внимание оформлению групповых комнат, учебных кабинетов, кабинетов специалистов (учитель-логопед, педагог-дефектолог, социальный педагог), оснащению кабинетов ресурсного класса/группы (при наличии) и общего пространства образовательной организации.
- Поделитесь мыслями о подходах к содержательному наполнению профилактической беседы. Что нужно, чтобы информирование об обязательных требованиях воспринималось с интересом? Расскажите о том, как Вы в ходе профилактической беседы мотивируете её участников на активный диалог?
- В ходе беседы использую примеры о нарушениях обязательных требований законодательства в сфере образования, выявленных в ходе контрольно-надзорной деятельности департамента с июля 2021 года, а также рассказываю о мерах по недопущению аналогичных нарушений. Переводим вектор диалога, а как у Вас и т.д.? Кроме того, ответы на вопросы пробуждают интерес к дальнейшему общению.
- Как Вы осуществляете в ходе профилактического визита сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категории риска?
- Путём анализа данных из Паспорта ОО, а также сведений, полученных в ходе профилактической беседы.
- Осуществлялось ли в ходе профилактических визитов консультирование в виде устных разъяснений? По каким вопросам?
- В ходе профилактических визитов проводилось консультирование в виде устных разъяснений по вопросам:
- о размещении информации на официальном сайте организации (переход на платформу «Госвеб»), нужно ли продолжать работу «старого» сайта;
- о деятельности психолого-педагогического консилиума организации с учетом изменений работы психолого-медико-педагогической комиссии с 1 марта 2025 года;
- о необходимости разработки индивидуального образовательного маршрута для детей с ОВЗ;
- об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявления семей, находящихся в социально опасном положении;
- о возможности использования при реализации образовательных программ сетевой формы;
- о бюрократической нагрузке на педагогических работников (воспитателей) при реализации образовательных программ.
- Что Вас удовлетворило в ходе профилактических визитов? Что определяет меру удовлетворённости?
- Позитивное отношение участников к проведению профилактического визита, возможность донести всю интересующую информацию на доступном языке, снятие напряжения, волнения от присутствия специалистов департамента в учреждении. Профилактический визит - это не страшно, а очень полезно!
- Что из практики проведения профилактических визитов в Красногвардейском районе будете использовать впоследствии?
- Примеры из опыта работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в части работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
Вопросы подготовил Николай Рухленко