Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 16 Июн 2025 16:36

Белгородская область: «О реализации возможностей и потенциала комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений размышляет Евгения Фатьянова, директор средней общеобразовательной школы № 48 города Белгорода»

Как известно, деятельность комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений предусмотрена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В нашей школе на этот счёт имеется также соответствующий локальный нормативный акт. В состав комиссии входят совершеннолетние обучающиеся при их наличии, родители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, от каждой из указанных сторон не менее трёх человек.

Выбор в состав комиссии осуществляется советом обучающихся, советом родителей, профсоюзным комитетом организации.

Досрочное прекращение полномочий члена комиссии возможно:

- на основании личного заявления;

- по требованию не менее 2/3 членов комиссии, выраженному в письменной форме;

- в случае прекращения членом комиссии образовательных или трудовых отношений с организацией.

В этом случае в её состав делегируется иной представитель соответствующей категории участников образовательных отношений в порядке, установленном локальным нормативным актом.

Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря. Координацию деятельности комиссии осуществляет председатель.

При поступлении заявления от любого участника образовательных отношений комиссия осуществляет следующие функции:

1) рассмотрение жалоб на нарушение участником образовательных отношений:

а) правил внутреннего распорядка обучающихся и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, устанавливающих требования к обучающимся;

б) образовательных программ организации, в том числе рабочих программ учебных предметов, курсов;

в) иных локальных нормативных актов по вопросам реализации права на образование, в том числе установления форм, периодичности и порядка проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;

2) установление наличия или отсутствия конфликта интересов педагогического работника;

3) справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогическими работниками;

4) рассмотрение обжалования решений о применении к обучающимся мер дисциплинарного взыскания.

Комиссия не вправе осуществлять рассмотрение и урегулирование споров участников образовательных отношений с другими участниками отношений в сфере образования - федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями и их объединениями.

По итогам рассмотрения заявлений участников образовательных отношений комиссия имеет следующие полномочия:

1) установление наличия или отсутствия нарушения участниками образовательных отношений локальных нормативных актов по вопросам реализации права на образование, а также принятие мер по урегулированию ситуации;

2) принятие решения в целях урегулирования конфликта интересов педагогического работника при его наличии;

3) установление наличия или отсутствия нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, принятие при наличии указанного нарушения мер по урегулированию ситуации, в том числе решения о целесообразности или нецелесообразности применения дисциплинарного взыскания;

4) отмена или оставление в силе решения о применении к обучающимся мер дисциплинарного взыскания;

5) вынесение рекомендаций различным участникам образовательных отношений в целях урегулирования или профилактики повторного возникновения ситуации, ставшей предметом спора.

Работа комиссии связана не только с разрешением конфликтной ситуации, но и с обязательной организацией работы по устранению последствий конфликта.

Конфликт - это наиболее острый способ разрешения противоречий, сопровождающийся негативными эмоциями.

Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация. Объект - это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто. Определение основного объекта является непременным условием успешного решения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет разрешен, или будет урегулирован не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся недоговоренности, которые впоследствии могут стать причиной для новых столкновений.

Задача комиссии - избежать повтора конфликта, который может возникнуть между учителем и учениками, между учениками, между учителем, администрацией и родителями, между педагогами и даже между родителями.

Любому конфликту предшествует предконфликтная ситуация или противоречия, которые возникают между оппонентами. Противоречие возникает постепенно, поэтому конфликт зреет задолго до того, как произойдет собственно конфликтное поведение.

Важно вовремя заметить зреющий конфликт, поймать его на предконфликтной стадии, правильно определить объект конфликта и способствовать тому, чтобы все участники смогли осознать его наличие, а не просто упорствовать и настаивать на своём.

Для этого необходимо добиться адекватного восприятия оппонентами друг друга. Нельзя допустить ответа агрессией на агрессию, оскорблений и унижений ни словом, ни жестом, ни взглядом. Необходимо дать возможность высказаться, внимательно выслушать претензии. Очень важно не сделать скоропалительных выводов, избежать поспешных советов, дать возможность оппонентам обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке. Необходимо наладить диалог, правильно задавать вопросы, они являются основным ключом в поисках истины. Не нужно давать готовых «рецептов» решения проблем, необходимо так построить логику рассуждений, чтобы оппонент сам нашёл нужные решения.

Урегулирование конфликтной ситуации наступает только после того, как все участники осознают новую объективную реальность, новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.

И это, пожалуй, самая сложная и самая требуемая часть работы школы. Здесь важно отрегулировать выстраивание новых взаимодействий и не допустить повторного развития конфликта.


Дата последнего изменения: 16 Июн 2025 16:36