Муниципальная система образования Старооскольского городского округа активно внедряет комплекс мер, направленных на воспитание уважения к закону, профилактику правонарушений среди несовершеннолетних и развитие гражданской ответственности.
Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях, происходит через:
- организацию мероприятий в рамках воспитательно-профилактической работы по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
- использование педагогами образовательных организаций современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.;
- организацию участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;
- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних;
- использование информационных материалов, публикаций, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, мероприятий по правовой культуре и по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних;
- проведение опросов, анкетирования обучающихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страниц на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения обучающихся.
Все вышеперечисленные мероприятия входят в комплекс мероприятий рабочей программы воспитания образовательной организации.
В 100% образовательных организаций округа рабочие программы воспитания содержат модули «Профилактика негативных проявлений среди детей и молодежи. Правовое просвещение», «Профилактика нарушений эмоциональной сферы личности обучающихся и формирование психологической безопасности образовательной среды», «Безопасность и профилактика».
Реализация данных модулей позволяет обеспечить формирование у обучающихся личностных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе, и осуществляется через урочную (включение элементов правового воспитания в предметы обществознания, истории, ОБЗР) и внеурочную деятельность с применением следующих ключевых методов и методик:
I. Интерактивные методы (активизация личного опыта)
1. Деловые игры / Ситуационные квесты:
- «Суд над незнанием» (моделирование судебного процесса над условным правонарушением), «Правовой лабиринт» (выбор действий в конфликтных сценариях);
- Эффект: осознание последствий решений.
2. Кейс-стади (разбор реальных ситуаций):
- Анализ подростковых правонарушений из практики ПДН (с сохранением анонимности);
- Фокус на: мотивах, альтернативных вариантах поведения, юридических последствиях.
II. Диалоговые практики (формирование критического мышления)
1. Дискуссионные клубы:
- Темы: «Можно ли нарушить закон ради справедливости?», «Границы самозащиты»;
- Правила: аргументация правовыми нормами (Конституция, УК РФ ст. 37 о необходимой обороне);
- Постановка проблемных сцен (буллинг, вандализм) с возможностью зрителей изменить сюжет, предложив законные решения.
III. Практико-ориентированные форматы (связь теории с реальностью)
1. Экспертные встречи:
- Диалоги с работниками прокуратуры, инспекторами ПДН: разбор мифов («Меня не накажут – я несовершеннолетний»), ответы на анонимные вопросы.
- Экскурсии в Старооскольский городской суд: знакомство с историей права.
2. Социальные проекты:
- «Правовой десант»: подростки создают памятки для сверстников о последствиях мелких краж (ст. 158 УК) или оскорблений (ст. 5.61 КоАП).
IV. Коррекционно-профилактические методики (для групп риска)
1. Техники когнитивно-поведенческой терапии (КПТ):
- Работа со схемами: «Если меня оскорбили, я должен ударить → Альтернатива: зафиксировать нарушение, обратиться к взрослым».
- Тренинг управления гневом.
2. Школьные службы медиации:
- Восстановительные программы «Круг сообщества»: диалог между жертвой и обидчиком при кураторе.
Неотъемлемой частью данной работы является межведомственное взаимодействие, которое основывается на сотрудничестве со всеми субъектами профилактики:
- КДН и ЗП (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав);
- Госавтоинспекция УМВД России «Старооскольское»;
- ПДН УМВД России «Старооскольское»;
- Линейный отдел полиции на транспорте;
- Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.
С каждым субъектом профилактики разрабатывается план совместной деятельности на год с включением тематических рекомендаций и материалов.
В 2022 году творческой группой социальных педагогов СГО разработан пакет Методических материалов по организации правовой грамотности среди несовершеннолетних (для учащихся 1-4 классов Правовые игры «Путешествие в Страну прав и обязанностей», для учащихся 5-8 классов квест-игры «Закон о подростке, подростку о законе. Мои права и обязанности», для учащихся 9-11 классов беседы «Закон обо мне, и я о законе»), которые используются во всех образовательных организациях округа.
Во всех общеобразовательных организациях реализуются методические материалы, пособия, программы, разработанные специалистами областного государственного бюджетного учреждения «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения» (ОГБУ «БРЦ ПМСС»): комплексные программы сопровождения обучающихся «групп риска» (социального, суицидального), по профилактике рискованного поведения среди несовершеннолетних и по психологической безопасности образовательной среды, направленные на формирование законопослушного поведения среди несовершеннолетних.
В школах округа с 2018 года в профилактической работе с несовершеннолетними систематически используются материалы «Навигатора профилактики девиантного поведения», так как предложенные в памятках алгоритмы действий педагогов и иных специалистов учитывают не только социально-психологическую специфику, но и правой контекст в процессе реализации комплексной помощи детям и в формировании законопослушного поведения.
С 2016 года в Старооскольском городском округе на базе МБУ «ЦППМИСП» реализуется дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа социальной перспективы», направленная на формирование законопослушного поведения и оказание психолого-педагогической помощи учащимся общеобразовательных организаций, состоящим на различных видах профилактического контроля (внутришкольного, в КДН и ЗП, в ОДН УМВД). С 2016 дети, прошедшие данную школу, повторные правонарушения не совершали. Ежегодно обучение по программе проходят от 20 до 35 человек.
В нашем округе традиционно сложилась практика разработки и реализации досуговых и развивающих программ, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, профилактику безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних, воспитание основ безопасности в летних оздоровительных учреждениях.
Например, программы:
- деятельности военно-патриотической смены «Феникс» (2018 год),
- по организации досуга и законопослушного поведения «Летняя школа» (2021 год).
Ежегодно планом работы департамента образования предусматривается возможность осуществления контроля за деятельностью образовательных организаций, в том числе по реализации данных программ и методик.
В ходе анализа работы, проводимой в данном направлении, выявляются недостатки, снижающие эффективность деятельности:
- назидательность (вместо диалога – монолог о «страшном наказании»).
- отрыв от реалий (разбор статей УК без примеров из жизни подростков).
Нами определены перспективы на 2025/2026 учебный год:
- ключевой принцип: Подросток – не объект воздействия, а субъект правового поля;
- успех каждой методики должен определяться вовлеченностью в анализ последствий и поиск новых решений.
Вопросы формирования законопослушного поведения обучающихся выступают и важной частью процесса повышения квалификации педагогов Старооскольского городского округа.
Так, в содержание 100% дополнительных профессиональных программ, реализуемых на базе МБУ ДПО «Старооскольский центр развития образования», включены учебные темы: «Межкультурная компетентность педагога и профилактика распространения идеологии экстремизма в образовательной деятельности» (4 академических часа), «Информационная безопасность личности и профилактика гибели несовершеннолетних от внешних факторов» (4 академических часа), «Особенности социализации и воспитания обучающихся в соответствии с требованиями обновленных ФГОС ОО» (4 академических часа).
Рассматривая вопросы формирования законопослушного поведения, лекторский состав Центра раскрывает:
- нормативно-правовые основания для определения понятий терроризма и экстремизма;
- признаки деструктивного психологического воздействия на ребенка;
- психолого-педагогическое сопровождение детей, подверженных влиянию идеологии экстремизма и терроризма;
- деятельность образовательных организаций по обеспечению безопасности в цифровой среде и защиты персональных данных;
- организацию работы по формированию целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.
Общие усилия всех субъектов профилактики Старооскольского городского округа, принимаемые меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, позволили в 2025 году снизить количество учащихся, состоящих на всех видах профилактического контроля.
Муниципальная система образования готова к дальнейшему развитию эффективных практик в данном направлении.