Приём ребёнка в школу – это всегда волнующая для родителей тема. Поэтому, чтобы избежать какого бы то ни было напряжения, проблемных ситуаций, её стараются максимально законодательно урегулировать начиная с федерального уровня. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» есть 55-ая статья, которой определены общие требования к приёму на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (ОООД). Есть и статья 67, которой регламентируется организация приёма на обучение по основным общеобразовательным программам, то есть в школу.
На что в этой связи считаю целесообразным обратить внимание? Во-первых, на то, что приём на обучение в ОООД проводится на принципах равных условий приёма для всех поступающих. Но есть те, кому законом предоставлены особые права, преимущества при приёме на обучение. Да, имеет место внеочередной, первоочередной порядок предоставления мест в школах. Категории таких детей указаны в Законах «О прокуратуре Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», «О Следственном комитете Российской Федерации», «О статусе военнослужащих», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации». Отдельные категории детей имеют право преимущественного приёма.
Во-вторых, ОООД обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, сведениями о дате предоставления и регистрационном номере государственной аккредитации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся.
В-третьих, приём на обучение в школу за счёт бюджетных ассигнований проводится на общедоступной основе.
В-четвёртых, дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
55-ая статья обращает также внимание на то, что порядок приёма на обучение в школу устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, другими словами, Министерством просвещения Российской Федерации.
В законодательстве ещё встречается понятие «правила приёма». Что это такое? Данное понятие соотносится с конкретной ОООД. Если какие-либо вопросы, связанные с приёмом, не урегулированы Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и утверждённым Министерством просвещения Российской Федерации порядком приёма, то они закрепляются правилами приёма. Разработка правил приёма в конкретную школу – это компетенция самой школы. В этом локальном нормативном акте не нужно повторять правовые нормы, установленные на федеральном уровне. При этом в правилах не может быть норм, ухудшающих положение ребёнка. При разработке правил приёма ни в коем случае нельзя действовать только по своему усмотрению, игнорировать действующие правовые нормы, есть обязательные для исполнения требования, при этом хотелось бы обратить внимание на два:
- правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, опять-таки не забываем об имеющихся преимуществах у отдельных категорий;
- правила приёма в государственные образовательные организации Белгородской области и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Важно знать, что приём на обучение по образовательным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, проводится в соответствии с законодательством об образовании с особенностями.
Утверждённый Министерством просвещения Российской Федерации порядок приёма распространяется прежде всего на государственные и муниципальные школы. К частным школам он относится частично. Нарушение установленного законодательством об образовании порядка приёма в образовательную организацию квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не позднее 15 марта текущего года в каждом муниципалитете должен быть издан распорядительный акт о закреплении школ за конкретными территориями, который затем каждой школой размещается на своём официальном сайте в сети «Интернет» и на информационном стенде. На размещение распорядительного акта школе отводится 10 календарных дней с момента его издания. Что касается государственных школ, то для них распорядительный акт издаёт региональное министерство образования, его размещение также обязательно в течение 10 календарных дней.
Школы, как известно, есть начальные, основные и средние. Так вот некоторые родители изначально не хотят отдавать своего ребёнка в начальную школу, потому что после её окончания всё равно нужно будет переводить ребёнка для продолжения образования в другую школу – основную или среднюю. Поэтому родители, отдавая ребёнка в начальную школу, должны знать свои перспективы. Другими словами, за территорией данной начальной школы муниципалитетом должна быть закреплена одна или несколько соответствующих основных или средних школ для получения дальнейшего общего образования.
Безусловно, изданию распорядительного акта, особенно в городских округах, должна предшествовать очень кропотливая, тщательная аналитическая работа по уточнению территории, потому что любые непродуманные действия в данном вопросе влекут за собой негативную реакцию в родительской среде.
Необходимо помнить о том, что государственные и муниципальные общеобразовательные организации могут быть типовыми и нетиповыми. Сегодня в области уже есть нетиповые общеобразовательные организации. Они создаются и действуют для обучения лиц, проявивших выдающиеся способности, добившихся успехов в учебной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Так вот эти школы могут не иметь закреплённой территории. Приём в подобные школы регламентируется порядком комплектования, который устанавливается учредителем.
Приёмная кампания в школы имеет два этапа: с 1 апреля по 30 июня и с 6 июля по 5 сентября. На первом этапе в школу принимаются дети, которые обладают преимуществами и которые проживают на закреплённой территории. Школа не вправе в это время принимать детей, которые на этой территории не проживают. Такое право у школы появляется с 6 июля и только при наличии свободных мест. Как только свободные места окажутся заполненными, приём прекращается.
Как показывает анализ, всех детей условно можно разделить на четыре категории: проживающие и зарегистрированные на данной территории, не проживающие, но зарегистрированные на данной территории, проживающие, но не зарегистрированные на данной территории, не проживающие и не зарегистрированные на данной территории. Разумно возникает вопрос: как определить, кого и в какие сроки правомерно принимать в школу? Основной аргумент в этом деле – это регистрация ребёнка. Если ребёнок зарегистрирован на закреплённой территории, даже если не проживает, то родители могут смело писать заявление о приёме с 1 апреля. Если же ребёнок не зарегистрирован на данной территории, хотя и проживает, то его родители вправе обращаться в школу только с 6 июля и то если есть свободные места. Регистрация подтверждается документально. Таким документом является или свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства (пребывания) или справка о приёме документов для оформления регистрации по месту жительства.
На официальном сайте в сети «Интернет» и на информационном стенде, а также в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ) школами в обязательном порядке должна быть размещена информация:
- о количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закреплении школ за конкретными территориями;
- о наличии свободных мест в первых классах для приёма детей, не проживающих на закреплённой территории, не позднее 5 июля текущего года.
Итак, необходимо хорошо усвоить, что начиная с 1 апреля и до 30 июня проводится приём заявлений о приёме на обучение в первый класс для детей, имеющих право на внеочередной, первоочередной и преимущественный приём, а также проживающих на закреплённой территории. Логичен вопрос: могут ли не попасть в школу дети, проживающие на закреплённой территории? Всё зависит от количества детей, имеющих право на внеочередной, первоочередной и преимущественный приём, остатка мест может не хватить, чтобы принять всех детей, проживающих на закреплённой территории. В таком случае очевидны упущения в деятельности органа местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа ещё на этапе издания распорядительного акта о закреплении школ за соответственно конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа. Учредитель должен принять решение, возможно даже об организации второй смены (хотя это совсем не желательно), если родители не захотят, чтобы их ребёнок обучался в другой школе. Однозначно, что если тот или иной ребёнок имеет право на получение общего образования и проживает на закреплённой территории, то он должен быть принят в данную школу.
Имеют место факты, когда вопросу ознакомления родителей с уставом, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, сведениями о дате предоставления и регистрационном номере государственной аккредитации образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся, не придаётся надлежащего внимания со стороны школы или когда родители к этому делу относятся формально. Впоследствии при возникновении каких-либо нестандартных или конфликтных ситуаций это может аукнуться для каждой из сторон. Поэтому нужно постараться, чтобы родители с перечисленными документами ознакомились достаточно основательно. Тем более что каждый родитель имеет право на всём протяжении пребывания ребёнка в школе на законную защиту его интересов. Факт ознакомления родителей обязательно фиксируется в заявлении о приёме.
Необходимо знать, что никакой договор об образовании при приёме ребёнка в школу между школой и родителями не заключается. Это документ, не предусмотренный законодательством.
Что обязывает сделать так называемая рубежная дата 30 июня? Три следующих рабочих дня – именно такой срок есть у школы после завершения приёма заявлений о приёме на обучение в первый класс для издания распорядительного акта о приёме на обучение детей, имеющих право на внеочередной, первоочередной и преимущественный приём, а также проживающих на закреплённой территории.
Возможен ли приём детей, не проживающих на закреплённой территории, раньше 6 июля? Да, возможен. В случае если приняты все дети, имеющие право на внеочередной, первоочередной и преимущественный приём, а также проживающие на закреплённой территории.
Приём на обучение осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя), образец которого размещается школой на своих информационном стенде и официальном сайте в сети Интернет. Какие существуют способы подачи заявления о приёме на обучение и документов для приёма на обучение? Порядок предусматривает четыре способа:
- в электронной форме посредством ЕПГУ;
- с использованием функционала (сервисов) региональных государственных информационных систем субъектов Российской Федерации, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации (при наличии), интегрированных с ЕПГУ;
- через операторов почтовой связи общего пользования заказным письмом с уведомлением о вручении;
- лично в общеобразовательную организацию.
Как показал опрос директоров школ города Белгорода, из предусмотренных способов родители практически не используют второй и третий. Наиболее применяемым и востребованным остаётся четвёртый, то есть личное обращение в школу. Постепенно набирает обороты первый способ – подача заявления в электронной форме посредством ЕПГУ. Но большинство родителей продолжает проявлять неоправданную осторожность в работе с этим порталом. Почему? Да вот почему. Школа обязана осуществить проверку достоверности сведений, указанных в заявлении о приёме на обучение, и соответствия действительности поданных электронных образов документов. При проведении указанной проверки школа вправе обращаться к соответствующим государственным информационным системам, в государственные и муниципальные органы и организации. Информация о результатах рассмотрения заявления о приёме на обучение направляется на указанный в заявлении о приёме на обучение адрес (почтовый и (или) электронный) и в личный кабинет ЕПГУ. Родители из-за боязни допустить ошибку предпочитают личное посещение школы, рассуждая, что на месте легче всё исправить и пребывать затем в спокойствии. Один из моих знакомых, современный молодой человек, свободно ориентирующийся в цифровых технологиях, сказал: «Вот всё понимаю, я за электронный документооборот, но в вопросе приёма сына в первый класс лучше перестрахуюсь, лучше отпрошусь у начальства, но сам лично схожу в школу и оформлю заявление о приёме, а то мало ли чего, вдруг поданное через ЕПГУ заявление не увидят, вовремя не зарегистрируют, что тогда делать? Лучше я выстою очередь, но напишу заявление собственноручно именно в стенах школы». Мои доводы о том, что лицо, ответственное за приём документов, регулярно отслеживает поступление заявлений в электронном виде, что такие заявления точно так же в хронологическом порядке регистрируются в журнале приёма заявлений, папу не убедили. Он остался при своём мнении.
В каждой школе ведётся журнал приёма заявлений, в котором регистрируются факт приёма заявления о приёме на обучение и перечень документов, представленных родителем (родителями) ребёнка. Уведомление о факте приёма заявления направляется в личный кабинет на ЕПГУ. При подаче заявления о приёме на обучение через операторов почтовой связи общего пользования или лично в общеобразовательную организацию после регистрации заявления о приёме на обучение и перечня документов, представленных родителем (родителями) ребёнка, родителю (родителям) ребёнка выдаётся документ, заверенный подписью должностного лица общеобразовательной организации, ответственного за приём заявлений о приёме на обучение и документов, содержащий индивидуальный номер заявления о приёме на обучение и перечень представленных при приёме на обучение документов.
В заявлении о приёме на обучение указывается согласие родителя (родителей) ребёнка на обработку персональных данных, эта работа осуществляется в соответствии с требованиями российского законодательства в области персональных данных.
Представление копии документа о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закреплённой территории или справки о приёме документов для оформления регистрации по месту жительства обязательно только на первом этапе в период с 1 апреля по 30 июня, то есть в случае приёма на обучение ребёнка, проживающего на закреплённой территории. В период с 6 июля по 5 сентября данный документ представлять не нужно, он не является обязательным, если у родителя есть желание его представить, то школа документ примет.
По большому счёту, единственно возможная причина отказа в приёме ребёнка в школу – это отсутствие свободных мест. В таком случае родители ребёнка для решения вопроса об устройстве в школу должны обратиться в орган управления образованием муниципалитета. Решение этой проблемы становится его обязанностью.
Следует отметить, что закон не определяет понятие «свободные места». Однако сложившаяся судебная практика позволяет сделать вывод о том, что свободные места в школах определяются с соблюдением интересов охраны здоровья детей и с учётом проектной документации и требований СанПиН, в соответствии с которыми устанавливается общее количество обучающихся, которые могут одновременно обучаться в той или иной школе.
Распорядительный акт о приёме на обучение ребёнка, не проживающего на закреплённой территории, в период с 6 июля по 5 сентября издаётся в течение 5 рабочих дней после дня приёма заявления о приёме на обучение и представленных документов.
Право на получение начального общего образования наступает у ребёнка в возрасте шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста восьми лет. Предполагается, что в этом временном промежутке все дети сядут за школьные парты. Но, как и в любом другом деле, здесь тоже могут быть исключения. Кто-то захочет отдать ребёнка в школу в более раннем возрасте, а кому-то исполнилось восемь лет, а он ещё в силу тех или иных причин не приступил к обучению. В таких случаях родители обращаются с заявлением к учредителю общеобразовательной организации, функции и полномочия которого выполняют муниципальные органы управления образованием, именно учредитель и принимает решение разрешить или отказать.
Родители детей с ограниченными возможностями здоровья точно так же оформляют заявление о приёме.
Ещё раз о частных школах. Они не имеют закреплённой территории, родителям не нужно представлять документ о регистрации ребёнка, сроки для приёма заявлений на частные школы не распространяются. Безусловно то, что в частную школу тоже нужно подавать заявление, что частная школа, как и остальные, обязана знакомить с документами, которые регламентируют её деятельность, что она точно так же размещает необходимую информацию на сайте и т.п.
В нормативных правовых актах, определяющих порядок приёма, в одном случае, если речь идёт о документах, говорится: «родитель представляет документы», в другом: «родитель предъявляет документы». Как это понимать? Это одно и то же или не одно и то же? Да, разница есть, причём существенная. Предъявить документ - это показать его, а представить документ - значит передать для хранения, изучения и т.п. Все представленные документы хранятся в личном деле, которое формируется абсолютно на каждого ребёнка, принятого в школу, в нём хранится и заявление о приёме на обучение, и представленные документы или их копии.
В настоящее время все нормативные правовые акты находятся в открытом доступе, поэтому желательно, чтобы родители ознакомились с порядком приёма на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, тогда у родителей будет чёткое понимание, что включает в себя заявление о приёме, какие документы должны быть представлены, а какие предъявлены.
В практике был случай, когда на приём пришла родительница и стала жаловаться. Суть жалобы в том, что 1 апреля она пришла в школу, чтобы подать заявление о приёме ребёнка в первый класс, но её заявление не было зарегистрировано, а вот заявление того, кто был в очереди следующим, зарегистрировали. Как оказалось, тот, кто был в очереди следующим, представил полный пакет документов, поэтому его заявление приняли и зарегистрировали. В отношении родительницы, которая обратилась с жалобой, школа всё сделала правильно, её заявление и не могло быть зарегистрировано, а соответственно и не могла быть выдана расписка с указанием регистрационного номера, так как она не представила копию документа о регистрации ребёнка по месту жительства или по месту пребывания на закреплённой территории или справку о приёме документов для оформления регистрации по месту жительства.
Никаких контрольных цифр по приёму детей в разрезе школ муниципалитет устанавливать не может, однако возможности каждой школы должны быть проанализированы и учтены в ходе повседневной работы с руководителями. Думается, что вопрос приёма в школу должен быть проработан с каждым руководителем. Не будем забывать о том, что организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования, учёт детей, подлежащих обучению, – это компетенции муниципалитета.
Департамент по контролю и надзору в сфере образования отслеживает соблюдение обязательных требований в части приёма на обучение в школы. В 2025 году общеобразовательным организациям объявлены предостережения за неразмещение в установленный срок на официальном сайте в сети Интернет распорядительного акта органа местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа (касается муниципальных школ), министерства образования области (касается государственных школ) о закреплении школ за соответственно конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа или Белгородской области в течение 10 календарных дней с момента его издания. Предостережения объявлены 47 школам, расположенным на территориях 7 муниципальных образований: Алексеевский муниципальный округ – 18, в том числе муниципальные школы – 18, город Белгород – 4, в том числе муниципальные школы – 1, государственные школы – 3, Вейделевский район – 6, в том числе муниципальные школы – 6, Волоконовский район – 1, в том числе государственные школы – 1, Губкинский городской округ – 5, в том числе муниципальные школы – 5, Прохоровский район - 7, в том числе муниципальные школы – 7, Старооскольский городской округ – 6, в том числе муниципальные школы – 6.
Также объявлены предостережения за неразмещение на официальном сайте в сети Интернет информации о количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта органа местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, что касается муниципальных школ, министерства образования области, что касается государственных школ, о закреплении школ за соответственно конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа или Белгородской области (Белгород – 1, в том числе государственная школа – 1, Яковлевский муниципальный округ – 3, в том числе муниципальные школы – 3, Новооскольский муниципальный округ – 20, в том числе государственные школы – 2, муниципальные школы – 18).
При неукоснительном и грамотном соблюдении обязательных требований вполне возможно провести приём в спокойной обстановке, без конфликтов и без потока обращений и жалоб в контролирующие и правоохранительные органы.