Министерство образования области активно применяет в своей деятельности такую проверенную и оправдавшую себя форму работы, как собеседование, что позволяет адресно разобраться в причинах тех или иных проблем, осуществить поиск оптимальных подходов, обосновать и найти эффективные управленческие меры и действия.
В регионе вот уже на протяжении нескольких последних лет после завершения основного периода государственной итоговой аттестации накануне её сентябрьских сроков проводятся собеседования с управленческими командами муниципальных районов, городских и муниципальных округов. Это так называемый дополнительный период.
Собеседования организованы двумя департаментами – образовательной политики и по контролю и надзору в сфере образования. В собеседованиях, которые проведены в июле текущего года, приняли участие 9 муниципальных образований: Красногвардейский, Ивнянский, Корочанский, Чернянский, Прохоровский и Красненский районы, Алексеевский муниципальный округ, Губкинский и Старооскольский городские округа. Предметом обсуждения стала подготовка к сентябрьским срокам ГИА. Выпускники 11-ых классов в сентябре имеют право участвовать в ГИА по обязательным учебным предметам – по русскому языку и математике базового уровня. По предметам по выбору ГИА в сентябре для 11-ых классов не проводится. Чтобы получить аттестат о среднем общем образовании, достаточно положительных экзаменационных результатов по обязательным предметам. Выпускникам 9-ых классов для получения аттестатов об основном общем образовании необходимо пройти ГИА и получить положительные результаты по четырём предметам: по двум обязательным, это русский язык и математика, и по двум по выбору.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования, сказал: «К сожалению, в регионе есть выпускники, которые в основной период ГИА получили неудовлетворительные результаты, в том числе в резервные сроки. Для 13 из 22 муниципальных образований сентябрьские сроки неактуальны. В них все выпускники и 9-ых, и 11-ых классов в силу установленных особенностей по причине оперативной обстановки прошли ГИА в форме промежуточной аттестации и получили аттестаты об основном общем и среднем общем образовании. В 9 муниципалитетах эти сроки востребованы, так как в них есть выпускники 9-ых и (или) 11-ых классов, получившие неудовлетворительные результаты. Всего таких выпускников 46, из них девятиклассников – 29 (Прохоровский район – 11, Красногвардейский район – 8, Алексеевский муниципальный округ – 6, Губкинский городской округ – 2, Корочанский район – 1, Ивнянский район – 1), одиннадцатиклассников – 17 (Старооскольский городской округ - 7, Корочанский район – 4, Прохоровский район – 3, Чернянский район – 2, Красненский район – 1). Кроме того, в Алексеевском муниципальном округе один девятиклассник не принимал участие в ГИА по болезни. Аттестаты об основном общем и среднем общем образовании они не получили, тогда как аттестат – это документ, позволяющий получать дальнейшее профессиональное образование. Наибольшее количество девятиклассников, получивших неудовлетворительные результаты на ГИА в основной период, - в Прохоровском и Красногвардейском районах и Алексеевском муниципальном округе. Больше всего одиннадцатиклассников, не преодолевших минимальный порог, - в Старооскольском городском округе, Корочанском и Прохоровском районах. Дополнительный период для девятиклассников проводится со 2 по 23 сентября 2025 года, для одиннадцатиклассников – с 4 по 23 сентября 2025 года».
В собеседованиях приняли участие руководители муниципальных органов управления образованием и директора школ, в которых обучались данные выпускники. Формат собеседования выглядел следующим образом: доклад руководителя муниципального органа управления образованием о положении дел – информация директоров школ - ответы на вопросы с обеих сторон - обсуждение интересующих проблем - подведение итогов с выводами и рекомендациями.
Собеседования направлены на то, чтобы разобраться в причинах неудовлетворительных результатов, дать оценку предпринятым мерам и усилиям, поговорить об их эффективности. Все руководители органов управления образованием подчеркнули, что каждый неудовлетворительный результат на ГИА – это повод для аналитической работы как на уровне школы, так и на уровне муниципалитета. Обращено особое внимание на обеспечение объективности школьной отметки, на устранение дисбаланса между внешней и внутренней системами оценки качества образования, на оказание детям, оказавшимся в ситуации неуспеха, психологической помощи.
Чаще всего те, кто не сдал экзамен, это дети с низкими учебными возможностями. В любом случае всем нужно успокоиться: и педагогам, и родителям, и выпускникам, необходимо сгладить стрессовую ситуацию. Очень важно поместить ребёнка в зону комфорта, чтобы он доверился профессионалам, которые могут ему помочь в такой сложной жизненной ситуации.
Со слов руководителей муниципальных органов управления образованием, все школьники, получившие неудовлетворительные результаты в основной период, продиагностированы, для несдавших организованы предметные экстраинтенсивы. В летний период никто из обучающихся, получивших на ГИА в основной период неудовлетворительные результаты, не оставлен без внимания.
Собеседования, как форма работы, очень хорошо себя зарекомендовали, потому что позволяют осмыслить ситуацию применительно к конкретному обучающемуся. Школам, в которых обучались выпускники, получившие на ГИА неудовлетворительные результаты, объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Николай Рухленко отметил: «Перед руководителями органов управления образованием и общеобразовательных организаций поставлена задача в оставшееся до сентябрьских сроков ГИА время приложить максимум усилий по обеспечению достаточной предметной подготовленности обучающихся».