Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 11 Июн 2025 17:46

Белгородская область: «Обеспечить действенность нормативных правовых актов в части профилактики социально опасных явлений среди несовершеннолетних – наша задача»

Если не заниматься профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, причём на постоянной и системной основе, то эти явления способны расшатывать устои государства. Не случайно 26 лет назад был принят соответствующий Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Абсолютно любой закон имеет свой понятийный аппарат. Пользователям, а все руководители школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, все педагогические работники без исключения к ним относятся, необходимо хорошо в нём разбираться. Кто в Российской Федерации считается несовершеннолетним? Это лицо, которое не достигло возраста 18 лет. На нескольких последних встречах с директорами школ на мой вопрос, имеются ли во вверенных им школах факты безнадзорности, они все как один отвечали, что таких фактов нет. Как следствие, позволил задать ещё один вопрос: «А беспризорники у Вас есть?» Из ответов следовало, что и беспризорников нет. Данные ответы свидетельствуют о правовой непогруженности, потому что безнадзорности и безнадзорных ещё хватает и что в этом плане требуется большая работа. Безнадзорность – это отсутствие надзора за ребёнком, подростком, при этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств – объективного или субъективного свойства – этот надзор отсутствует. Как же понимается в русском языке «надзор»? Это наблюдение за кем-либо или чем-либо с целью охраны, контроля, воспитания, воздействия и т. п. Так кто же такой безнадзорный? Это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Очень важно не путать понятия «безнадзорный» и «беспризорный». Беспризорники – это несовершеннолетние без дома и родителей, живущие на улице. Беспризорник болтается на улицах, потому что больше негде. Безнадзорные - тоже дети с улицы, чьи родители не выполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и финансовому обеспечению. Таким образом, принципиальная разница состоит только в наличии места жительства и родителей. О беспризорном можно сказать, что это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. В марте 2023 года директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации Лариса Фальковская заявила, что благодаря развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России практически не осталось беспризорных детей, сообщив при этом, что вопросы воспитания в образовательных учреждениях и взаимодействия с семьями являются ключевыми для министерства.

Среди понятий 120-ого ФЗ: «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении». Данные понятия до настоящего времени не восприняты педагогическим сообществом со всей ответственностью, отчётливостью и объективностью. Пугающими для педагогов и руководителей школ являются слова «социально опасное положение». Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - это лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Семья, находящаяся в социально опасном положении, - это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. Пока ещё не удалось добиться понимания того, что если несовершеннолетний совершает правонарушение, то он однозначно находится в социально опасном положении. И семья, в которой растёт данный несовершеннолетний, - это семья, находящаяся в социально опасном положении. На практике не раз был свидетелем, когда директор школы, причём уважаемый, всячески сопротивлялся тому, чтобы считать семью, в которой растёт подросток, совершивший правонарушение, семьёй, находящейся в социально опасном положении. Беда в том, что данный директор к подобным семьям относит те, где родители пьют, употребляют наркотики, устраивают скандалы, драки и т.п., то есть семьи с явным неблагополучием. Но есть ещё скрытое неблагополучие, когда с виду всё прилично, а на самом деле не так. В апреле этого года в Разумном происходит резонансное происшествие, в результате которого сын пытался совершить убийство отца, матери и сестры, которая обучается в Разуменской школе № 4 «Вектор Успеха». По всем признакам семья подходит под категорию семей, находящихся в социально опасном положении, но таковой её никто не считал.

Семьи со скрытой формой неблагополучия сегодня это особая тема. Существует много семей, которые внешне вполне респектабельны и о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но, тем не менее, для данного ребёнка эта семья является неблагополучной. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, понятие «неблагополучие семьи» может рассматриваться только в системе отношений «семья - ребёнок», так как именно в большинстве случаев данное определение возникает в отношении конкретного ребёнка, на кого это неблагополучие воздействует. Очень часто при внешнем благополучии в семьях происходит расхождение ценностных установок и поведения родителей с общечеловеческими моральными требованиями. Не единичны семьи, когда родители проявляют равнодушие к своим детям, не стремясь понять их, выстроить правильные отношения. Между родителями и детьми в таких семьях пропасть, бездна, родители заняты собой, а дети сами по себе. Устранение от воспитания и от общения – это две беды такой семьи. Дети здесь покинуты на произвол судьбы.

Проблемы, связанные с формированием личности ребёнка, довольно часто сопутствуют и семьям состоятельных людей. Раньше подобная проблема в России не была актуальной. Поляризация людей на богатых и бедных стала явлением последних лет. При этом, когда говорится о семейных проблемах состоятельных, богатых людей, почти не упоминается о том, что дети из таких семей довольно часто переживают то же, что и дети знаменитых родителей (ведь знаменитые часто одновременно являются и состоятельными, богатыми).

Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи - это кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители ориентированы любой ценой на успех ребенка, при этом вроде бы уделяют детям достаточно внимания. Родители пребывают в ожиданиях только отличных отметок, только первых мест, нанимают репетиторов, не учитывая возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, забывая о пределе возможностей и способностей. Весь диапазон взаимоотношений в таких семьях разворачивается в пространстве между родительскими ожиданиями и личностным потенциалом ребёнка, не всегда достаточным и соответствующим надеждам взрослых. Вся эта атмосфера в конечном счёте и формирует отношение ребёнка к себе и окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребёнок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он всё делает хорошо. Маленький человек постоянно находится в состоянии постоянного повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные, или спортивные, или музыкальные дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упрёки, назидания, а то и серьёзные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов.

С учётом всего этого можно дать следующее определение неблагополучной семье. Это семья с низким социальным статусом, которая не в состоянии справиться с какой-либо из возложенных на неё функций в силу их обесценивания или игнорирования, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно, в итоге имеются явные или скрытые дефекты воспитания, нарушается морально-психологический климат, вследствие чего появляются «трудные» дети.

Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья», главной её особенностью является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода поведенческих отклонений.

В каждой школе в начале учебного года оформляется социальный паспорт, который содержит информацию, дающую основания для анализа и оценки социальной ситуации в школе. Очень важно поменять отношение к этому документу, избежать формальности в представлении информации по семейному неблагополучию, в квалификации и классификации его видов, факторов, аспектов. В настоящее время социальный паспорт содержит очень ограниченную информацию, мало кто даже пытается хоть как-то приблизиться к проблеме скрытого семейного неблагополучия.

Очень важно разобраться в сути понятия «индивидуальная профилактическая работа». Это деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Многие руководители школ, педагоги при трактовке понятия как раз упускают работу, обозначенную в первой части понятия, то есть по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении. Они считают, что необходимость в осуществлении индивидуальной профилактической работы возникает тогда, когда несовершеннолетним совершено правонарушение или антиобщественные действия. Понятие чётко ориентирует, что индивидуальная профилактическая работа должна быть направлена не только на несовершеннолетних, но и на их семьи. Не может быть одно без другого, это единое целое.

Есть ещё одно понятие в Законе – «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Из этого следует, что абсолютно в каждой школе должна быть выстроена система по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а индивидуальная профилактическая работа является неотъемлемой её частью.

При осуществлении работы по 120-ому Федеральному закону логично обращение ещё к одному понятию, но из другого закона, а именно из 124-ого Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», принятого в 1998 году. Это – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Именно такие дети зачастую пополняют ряды безнадзорных и беспризорных.

Компетенции органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, определены 14-ой статьёй 120-ого ФЗ. В компетенцию учреждений общего образования, в том числе муниципальных общеобразовательных учреждений, входит оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.

На сегодняшний день к негативным формам девиантного поведения часто относят: токсикоманию, игроманию, нанесение самоповреждений, самоубийство, приставание, сексуальные домогательства, инцест, педофилию, зоофилию, непристойное поведение, эксгибиционизм, проституцию, некрофилию, наркоманию, хамство, агрессивное вождение, хулиганство, вандализм, общеуголовную преступность, терроризм, экстремизм и др. Существует так называемая позитивная девиация, это поведение, приносящее обществу благо, но тем не менее всё равно отклоняющееся от общепринятых норм, например: аскетизм, обострённое чувство жалости, чрезмерная щедрость или чрезмерная добродетельность и т.п.

Несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, необходимо поставить на внутришкольный профилактический учёт. Обязательным звеном в работе с ними является проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики. Причём от качественного и ответственного её проведения во многом зависит успешность дальнейшей работы. Чем раньше будут выявлены нарушения развития у обучающихся, определены их причины и характер, тем эффективнее будут дальнейшие действия.

В каждой школе должна быть разработана система ежедневного учёта детей, не пришедших на учебные занятия, с выяснением причин отсутствия и принятием оперативных мер по их возвращению. Сразу же, как только будет выявлен несовершеннолетний, не посещающий образовательное учреждение, необходимо об этом проинформировать управление образования. Хорошо, если управление образования обеспечит единообразное представление информации, для этого лучше всего установить её образец. В перечень мероприятий по реализации данной компетенции входит также ежемесячное направление в управление образования сведений о количестве обучающихся, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия, с информацией о принятых общеобразовательным учреждением мерах.

Необходим постоянный мониторинг посещаемости детьми, требующими особого педагогического контроля, спортивных секций, творческих кружков, занятий в студиях, клубах. Особое значение имеет обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время.

Ещё одна компетенция -  это осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. У Виктора Гюго есть замечательное высказывание: «Сознание права развивает сознание долга». Законопослушное поведение есть результат правового воспитания, которое в настоящее время далеко не системное и не регулярное. Пока не будет разработана программа правового всеобуча обучающихся (целесообразно начиная с детского сада), преодолевающая фрагментарность данной работы, на положительные результаты рассчитывать не приходится.

Необходимо поменять отношение к деятельности социального педагога. Одна из причин, по которым работа социального педагога в школе может не давать желаемого результата, - это отсутствие у руководства понимания того, что должен делать социальный педагог и как оценивать качество его работы. Пока этого понимания не появится, толку не будет. Социальный педагог – это не педагог «на подхвате». Чтобы повысить эффективность его работы, нужно прежде всего разработать циклограмму его деятельности.

Есть заслуживающие внимания совместное письмо от 2 ноября 2020 года Министерства просвещения Российской Федерации № 07-6607, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 12/5351, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № МН-11/1548 и письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2016 года № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением»). Оба письма определяют подход к Совету профилактики как коллегиальному органу управления, предусмотренному уставом соответствующей образовательной организации, деятельность которого направлена на организацию и осуществление контроля за проведением первичной, вторичной и третичной профилактики социально опасных явлений (безнадзорности, правонарушений, антиобщественных действий) и социально опасных заболеваний среди несовершеннолетних обучающихся. В настоящее время Совет профилактики ни в одной образовательной организации коллегиальным органом управления не является, что не способствует его действенности.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать:

- орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

- комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

- орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

- орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;

- уголовно-исполнительные инспекции - о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;

- орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

- орган, осуществляющий управление в сфере образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;

- орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

- орган службы занятости - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве.

В настоящее время важной мерой реагирования на несоблюдение обязательных требований, предусмотренных 120-ым Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», являются объявляемые департаментом по контролю и надзору в сфере образования предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Анализ объявленных только школам Белгородского района за 2023 – 2025 годы предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований показывает следующее.

В 2023 году объявлены 11 предостережений 8 школам (Ближнеигуменская – 1, Новосадовская – 1, Новосадовская «Территория Успеха» - 1, Октябрьская – 1, Разуменская № 1 – 1, Северная № 1 – 2, Северная № 2 – 2, Тавровская имени А.Г. Ачкасова – 2).

В 2024 году объявлены 20 предостережений 14 школам (Беловская – 1, Беломестненская – 1, Веселолопанская – 1, Дубовская с углублённым изучением отдельных предметов – 3, образовательный комплекс «Алгоритм Успеха» - 2, Майская гимназия – 2, Новосадовская – 1, Пушкарская – 3, Разуменская № 1 – 1, Разуменская № 3 - 1, Разуменская № 4 «Вектор Успеха» - 1, Северная № 1 – 1, Северная № 2 – 1, Тавровская «Формула Успеха» - 1).

В 2025 году уже объявлены 10 предостережений 9 школам (Беловская – 1, Комсомольская – 1, Октябрьская – 1, Пушкарская – 1, Разуменская № 4 «Вектор Успеха» - 1, Северная № 1 – 2, Северная № 2 – 1, Стрелецкая – 1, Щетиновская – 1).

Обращаясь к коллегам и просто читателям, считаю необходимым подчеркнуть, насколько важно понять 120-ый Федеральный закон, его логику и сущностную интонацию. Проводимый министерством образования области анализ чрезвычайных ситуаций и происшествий, совершаемых несовершеннолетними или с их участием, убедительно свидетельствует об этом. Сегодня, как никогда, требуются глубокое осмысление его правовых норм, системное и вдумчивое их применение.


Дата последнего изменения: 11 Июн 2025 17:47