Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
  26 Дек 2025 10:33 —  26 Дек 2025 10:33

Белгородская область: «Образование для тех, кто оступился, или Чернянская школа как маяк надежды»

В современных реалиях пенитенциарной системы особое значение приобретает не только исполнение наказания, но и ресоциализация осужденных.

Важнейшим инструментом этого процесса является образование, доступное непосредственно в местах лишения свободы. Организация школ при колониях - это не просто формальное требование, а насущная необходимость, имеющая далеко идущие последствия.

В 2019 году, словно росток надежды в суровых стенах федерального казённого учреждения «Колония-поселение № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Белгородской области», была основана Чернянская школа, получившая статус областного государственного казенного общеобразовательного учреждения.

Первый набор обучающихся состоялся 1 сентября 2020 года. Школа распахнула свои двери для лиц, отбывающих наказание, предоставляя им возможность получить среднее общее образование, тем самым в определённой мере стать на путь исправления и полноценно возвратиться к жизни в обществе.

Образовательные программы среднего общего образования в школе доступны для заключенных, приговоренных к лишению свободы, чей возраст не превышает 30 лет. Заключенные старше 30 лет, а также инвалиды I или II группы могут получить среднее общее образование по собственному желанию. За период с 2020 года здесь обучились более 40 заключенных.

В 2019 году учреждение получило лицензию на осуществление образовательной деятельности по программе среднего общего образования, а в конце 2025 года обратилось в региональное министерство образования с заявлением о государственной аккредитации в отношении уровня среднего общего образования.

В связи с тем, что образовательное учреждение имеет свою специфику, в состав экспертной группы были включены эксперты-мужчины, ими проводилась оценка соответствия по 7 аккредитационным показателям.

Первые два показателя предполагают анализ основной образовательной программы, разработанной самостоятельно образовательной организацией, и требуют установления соответствия или несоответствия структуры, содержания программы, планируемых результатов её освоения требованиям федерального государственного образовательного стандарта. По этим показателям школа набрала максимальное количество баллов – 20.

Третий и четвёртый аккредитационные показатели характеризуют кадровые условия, созданные в школе, именно они во многом определяют, будет ли школьное образование качественным. В Чернянской школе не возникло проблем с этими показателями, поскольку штат полностью укомплектован педагогическими кадрами, при этом три человека удостоены звания почётного работника сферы образования. Все педагогические работники обладают высшим образованием и значительным опытом работы, превышающим 20 лет. Четыре педагога имеют высшую квалификационную категорию, что свидетельствует о существенном уровне профессионализма и позволило набрать по третьему показателю максимальные 10 баллов, так как доля педагогических работников, имеющих первую или высшую квалификационные категории, составила 67%. Педагогический состав школы также активно повышает свою квалификацию, доля педагогических работников, прошедших повышение квалификации по профилю педагогической деятельности за последние три года, в общей численности педагогических работников, участвующих в реализации образовательной программы, составила 100%, что равно максимальным 10 баллам.

Анализируя пятый и шестой показатели, эксперты оценивали обеспеченность каждого обучающегося учебниками из федерального перечня и наличие компонентов электронной информационно-образовательной среды. По этим двум показателям эксперты установили также максимальное количество баллов – 15.

Для определения уровня достижения результатов освоения программы проводилась диагностическая работа по русскому языку в 10 классе. В ней приняли участие 6 человек. Оценочные материалы по запросу министерства образования области были предоставлены Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором). В положительный зачёт шли работы, в которых выполнены 60% и более заданий. Таких работ четыре, что составило 67%, а это означает 5 баллов. Чтобы по этому показателю иметь 10 баллов, доля обучающихся, выполнивших 60% и более заданий, должна быть не менее 70%.

Суммарное количество баллов составило 60 при установленном минимальном значении в 45 баллов и максимальном – в 65.

По итогам рассмотрения результатов аккредитационной экспертизы Чернянской школы по определению соответствия качества образования установленным аккредитационным показателям по уровню среднего общего образования принято положительное решение о государственной аккредитации.

Владимир Черкесов, директор школы, отметил, что в работе педагоги сталкиваются с недостаточным уровнем у обучающихся мотивации к обучению. Это связано с длительным перерывом в обучении, зачастую низким уровнем знаний и неопределённостью с продолжением образования после окончания срока отбывания наказания. Педагоги стараются максимально учитывать индивидуальные особенности учеников, применять дифференцированный подход и создавать условия для личностного роста и профессиональной ориентации.

На заседании Главной аккредитационной комиссии министерства практически каждый её член выразил уверенность в том, что, несмотря на все трудности, педагогический коллектив сможет добиться положительных результатов в формировании мотивации к обучению и повышении уровня знаний обучающихся. Было отмечено, что школы при колониях – это не просто элемент пенитенциарной системы, а важный инструмент социальной политики, направленной на снижение преступности, повышение уровня образования в целом и экономического благополучия региона.

Получение государственной аккредитации открывает перед школой новые горизонты и возможности. Это позволяет выпускникам получать аттестаты государственного образца, что открывает перед ними двери в дальнейшее образование и профессиональную жизнь. Есть уверенность, что это событие станет стимулом для дальнейшего развития и совершенствования образовательного процесса.

Министерство образования Белгородской области
Дата последнего изменения: 26 Дек 2025 10:52