Департаментом по контролю и надзору в сфере образования, наделённым в структуре министерства образования области контролирующими полномочиями, разработан и внедрён Паспорт профилактического визита, необходимость которого направлена на повышение эффективности и достижение успешности профилактического визита.
Елена Третьякова, заместитель начальника департамента по контролю и надзору в сфере образования, сказала: «Профилактический визит в настоящее время основательно прописался в системе профилактических мероприятий. Именно он во многом восполняет, компенсирует то содержание, которое отрабатывалось с контролируемыми лицами в ходе плановых проверок, мораторий на которые установлен до 2030 года, а также в процессе внеплановых проверок. Ежегодно департамент проводит около 200 профилактических визитов в отношении различных типов организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Причём к данной форме профилактики всё больший интерес проявляют частные организации и индивидуальные предприниматели. Это показательно».
В практике департамента закрепились тематические профилактические визиты. Это когда в ходе визита разговор ведётся не о множестве проблем, а внимание фокусируется на одной или двух проблемах, и они, эти темы, всесторонне, глубоко разбираются и анализируются, например: «Сетевая форма реализации образовательных программ», или «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», или «Функционирование внутренней системы оценки качества образования» и др.
Очень важно, когда специалисты, наносящие визит, погружаются в реалии организации, осуществляющей образовательную деятельность, не непосредственно в процессе пребывания в организации, а заранее, до даты визита, чтобы составить отчётливое и ясное представление, мнение об объекте контроля, сформировать и обосновать свою точку зрения, определить круг вопросов для беседы и обсуждения. А для этого специалисту необходимо располагать соответствующей информацией. Вот почему и было решено разработать так называемый Паспорт профилактического визита. Данный документ находится в процессе постоянного обновления, с учётом объективной ситуации. Организация его заблаговременно заполняет и направляет в департамент.
Паспорт содержит сведения о ресурсной базе организации, кадровом составе, особенностях организации образовательного процесса, контингенте обучающихся, в том числе с учётом наличия детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Паспорт также предлагает примерные темы для обсуждения, организация вправе выйти за рамки этих тем и предложить свою, а также конкретизировать указанные, обозначить, выделить интересующие аспекты.
Применение Паспорта существенно повысило эффективность профилактического визита в плане нацеленности на разбор тех ситуаций и вопросов, которые актуальны в настоящее время для организации и её управленческой команды. У специалиста, проводящего визит, появился шанс увидеть специфику организации и работать адресно. Для управленческих команд организаций Паспорт – это возможность всестороннего осмысления своей деятельности и определения круга вызывающих определённые затруднения направлений и участков работы.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования, отметил: «Успех профилактического визита во многом зависит от того, насколько обе стороны – департамент и организация – к нему готовы. Написать заявление на проведение профилактического визита – это, конечно, хорошо, но при этом пребывать в ожидании и ничего не предпринимать, однозначно, недопустимо. А предпринимать – это значит повышать, развивать свои аналитические способности, осознавать, что скрывается за той или иной статистической информацией, определять перспективы и приоритеты функционирования организации, готовность вести диалог. Заполнение Паспорта профилактического визита – это уже реальный способ осознанной подготовки к общению со специалистами департамента, важный шаг на пути к максимально полезной и продуктивной беседе».