Департаментом по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области проанализирована информация по итогам экзаменационной кампании 2025 года, поступившая из Белгородского регионального центра оценки качества образования. В ряде общеобразовательных организаций выявлены индикаторы риска нарушений обязательных требований.
Так, в 46 общеобразовательных организациях из 8 муниципальных образований (Алексеевский муниципальный округ (6), Губкинский (2) и Старооскольский (7) городские округа, Ивнянский (5), Корочанский (1), Красногвардейский (12), Прохоровский (12), Чернянский (1) районы) в течение 2025 календарного года имелись 10% и более выпускников, не набравших минимального количества первичных баллов, подтверждающих освоение образовательных программ основного общего образования, по одному из обязательных учебных предметов при прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, от общего количества выпускников.
В 28 общеобразовательных организациях из 10 муниципальных образований (Алексеевский муниципальный округ (1), Губкинский (2) и Старооскольский (6) городские округа, Белгородский (3), Корочанский (5), Красненский (1), Красногвардейский (2), Прохоровский (3), Ракитянский (1), Чернянский (4) районы) в течение 2025 календарного года имелись 10% и более выпускников, не набравших минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, по одному из обязательных учебных предметов при прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, от общего количества выпускников.
В 40 общеобразовательных организациях из 8 муниципальных образований (Алексеевский муниципальный округ (3), Губкинский (4) и Старооскольский (15) городские округа, Ивнянский (4), Корочанский (1), Красногвардейский (6), Прохоровский (5), Чернянский (2) районы) имели место факты, когда выпускники 9-ых классов первоначально на государственной итоговой аттестации получили неудовлетворительные результаты, а затем пересдали экзамен на отметки «4» и «5».
В ряде школ выпускники 9-ых классов, имевшие годовые отметки «4» и «3» по сдаваемым учебным предметам, получили по всем этим предметам на государственной итоговой аттестации отметку «5». Такое наблюдается в 33 общеобразовательных организациях из 7 муниципальных образований (Алексеевский муниципальный округ (4), Губкинский (9) и Старооскольский (14) городские округа, Ивнянский (3), Корочанский (1), Красногвардейский (1), Прохоровский (1) районы).
В регионе 18 школ (Алексеевский муниципальный округ (5), Губкинский городской округ (2), Ивнянский (1), Корочанский (1), Красногвардейский (6), Прохоровский (3) районы), в которых есть выпускники 9-ых классов, не получившие аттестаты об основном общем образовании по причине неудовлетворительных результатов на государственной итоговой аттестации в основной период.
Школ, в которых не получили аттестаты о среднем общем образовании по завершении основного периода выпускники 11-ых классов по той же причине, что и девятиклассники, - 13 (Старооскольский городской округ (5), Корочанский (3), Красненский (1), Прохоровский (3), Чернянский (1) районы).
Всего школ, где имеют место приведённые факты, - 115 из 11 муниципальных образований (Алексеевский муниципальный округ, Губкинский и Старооскольский городские округа, Белгородский, Ивнянский, Корочанский, Красненский, Красногвардейский, Прохоровский, Ракитянский, Чернянский районы).
Отдельные школы присутствуют в приведённой статистике по нескольким позициям. Так, в выборку по Алексеевскому муниципальному округу попали 13 школ, в том числе по 3 позициям – 2 школы, по 2 позициям – 2 школы. По Губкинскому городскому округу в выборке оказались 15 школ, из них по 2 позициям – 4 школы. Из 8 попавших в выборку школ Ивнянского района 1- по 3 позициям, 3 – по 2 позициям. В выборке оказались 8 школ Корочанского района, в том числе по 3 позициям – 1 школа, по 2 позициям – 2 школы. Красненский район в выборке представлен 1 школой (2 позиции). 14 школ – такой показатель по Красногвардейскому районе, в том числе 2 школы - по 4 позициям, 6 школ – по 2 позициям. Прохоровский район имеет в выборке 13 школ, в том числе по 4 позициям – 2 школы, по 3 позициям – 2 школы, по 2 позициям – 4 школы. По Старооскольскому городскому округу в выборку попали 33 школы, из них по 3 позициям – 3 школы, по 2 позициям – 8 школ. Чернянский район представлен в выборке 6 школами, из них 1 школа – по 3 позициям. Попавшие в выборку школы Белгородского и Ракитянского районов имеют по 1 позиции.
Причиной подобных фактов могло стать неисполнение общеобразовательными организациями полномочий по:
- обеспечению функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- осуществлению образовательной деятельности в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечению соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям;
- достижению обучающимися результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными образовательными программами основного общего и среднего общего образования;
- обеспечению применения педагогическими работниками педагогически обоснованных и обеспечивающих высокое качество образования форм, методов обучения и воспитания.
С целью профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», Положением о федеральном государственном контроле (надзоре)
в сфере образования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 997, всем указанным 115 школам объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
На региональном совещании обращено внимание учредителей общеобразовательных организаций на принятие эффективных управленческих мер по обеспечению соответствующего качества процесса обучения.