Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 15 Дек 2025 16:00

Белгородская область: «Профилактические визиты побуждают к действиям»

В ноябре 2025 года департаментом по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области нанесены профилактические визиты в 29 образовательных организаций города Белгорода, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Все визиты проведены по инициативе контролируемых лиц.


Николай Рухленко, начальник департамента, сказал: «Управление образования администрации города Белгорода видит в профилактических визитах мощный стимул совершенствования деятельности образовательных организаций и поэтому рекомендует использовать такую возможность. Подобная позиция учредителя однозначно заслуживает внимания. Анализ показал, что в числе образовательных организаций, куда в ноябре нанесены визиты, преобладают в основном те, в которых сменилось руководство или в которых руководство столкнулось с проблемами, не позволяющими добиваться результата и продвигаться вперёд. Бывает, что смена руководителя сопровождается несогласованностью в действиях коллектива, неэффективными коммуникациями, неправильным распределением должностных обязанностей, ошибками в принятии решений и др. Если управленческая команда не имеет необходимого опыта, знаний и навыков для успешной работы, то это зачастую приводит к неверным распоряжениям и мотивации сотрудников, репутационным потерям среди родителей. Специалисты департамента в целом выразили удовлетворение от проведённых визитов».

Вместе с тем по итогам профилактических бесед, осмотров учреждений выявлен ряд нарушений. Так, на территории детского сада № 17 «Салют» отсутствует часть асфальтового покрытия (территория хозяйственного блока). При этом данная проблема обозначена в акте приёмки организации к новому 2025/2026 учебному году без указания сроков принятия необходимых мер.

На территории детского сада № 33 «Умка» имеются высокие деревья, которые при падении способны нанести вред здоровью сотрудников и воспитанников учреждения, одно дерево находится в аварийном состоянии, от него в августе 2025 года уже упала часть кроны, повредив несколько припаркованных автомобилей дворовой территории учреждения. Кроме того, справа от главного входа в здание этого детского сада территория учреждения ограждена бетонными плитами, которые, по причине длительного срока эксплуатации, имеют опасный уклон в сторону пешеходной дорожки на территории детского сада, что представляет угрозу для взрослых и детей.

В здании детского сада № 16 «Ладушки» протекает крыша, требуется ремонт участка трубопровода внутренней ливневой канализации.

На территории детского сада № 10 «Земский» для прогулок детей для одной из групп (первой младшей группы) не установлен теневой навес, вместо него имеется небольшая беседка, не обеспечивающая защиту всех детей группы от солнца и осадков, а также пространство для игр, занятий и отдыха.

Комплектование групп компенсирующей и комбинированной направленностей в большинстве посещённых образовательных организаций проведено без учёта требований пункта 20 Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373.

При реализации за счёт средств физических лиц дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ не обеспечено соблюдение обязательного лицензионного требования по наличию в штате лицензиата или привлечению им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьёй 46 и статьёй 50 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Фактически в штатных расписаниях всех посещённых образовательных организаций отсутствуют ставки соответствующих педагогических работников - педагогов дополнительного образования, для реализации указанных образовательных программ с педагогами заключаются гражданско-правовые договоры возмездного оказания услуг. Указанное нарушение квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Не обеспечена разработка адаптированных дополнительных образовательных программ для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с пунктом 24 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629.

При наличии в ряде образовательных организаций социальных педагогов полномочия, установленные пунктом 2 статьи 14 Федерального закона
от 24 июня 1999 году № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», не реализуются. Министерство в связи с этим подготовило и направило в адрес главы администрации города Белгорода письмо для принятия действенных мер по анализу сложившейся ситуации и обеспечению соблюдения подведомственными образовательными организациями обязательных требований законодательства об образовании. Информация о принятых мерах ожидается в месячный срок.

Дополнительно обращено внимание на целесообразность присутствия при проведении профилактических визитов специалистов управления образования администрации города Белгорода, курирующих вопросы дошкольного образования, с целью информирования всех остальных подведомственных образовательных организаций об обсуждаемых вопросах.


Дата последнего изменения: 15 Дек 2025 16:03