Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
  15 Сен 2025 10:21 —  15 Сен 2025 10:21

Белгородская область: «Проведено категорирование объектов контроля в сфере образования»

Как известно, объекты государственного контроля (надзора) в сфере образования подлежат отнесению к категориям высокого, среднего и низкого риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Другими словами, это категорирование объектов контроля. В связи с этим ряд вопросов задан Дине Пеньковой, заместителю начальника отдела федерального государственного контроля (надзора) департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области.

Уважаемая Дина Николаевна! Прошу пояснить, с какой целью такое категорирование осуществляется? Как понимать выражение «охраняемые законом ценности»?

В соответствии с частью 4 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в целях снижения риска причинения вреда (ущерба) установленным законом ценностям реализуется с применением риск-ориентированного подхода.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание, интенсивность и результаты. Это определено Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

В Протоколе Проектного комитета от 31.03.2017 № 19(3) «Базовая модель определения критериев и категорий риска» определено, что охраняемые законом ценности – это жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Из этого следует, что к охраняемым ценностям в сфере образования однозначно могут быть отнесены жизнь и здоровье граждан, права и свободы человека и создание условий для реализации права на образование.

Кем и с какой периодичностью проводится отнесение объектов государственного контроля (надзора) к одной из категорий риска?

В соответствии с Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 997, департаментом по контролю и надзору в сфере образования ежегодно осуществляется отнесение объекта федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к одной из категорий риска на основе сопоставления его характеристик с утверждёнными критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям рискам.

Категорирование объектов на очередной год производится в августе текущего года. Период категорирования связан с планированием контрольно-надзорных мероприятий на очередной год.

Существует ли так называемая формула категорирования, позволяющая не допустить необъективности?

Критерии отнесения указанных объектов к категориям риска в рамках осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования представлены в приложении № 1 к Положению № 997. Это и есть так называемая формула категорирования.

Чего нужно избежать объекту контроля, чтобы не попасть в категорию высокого риска?

Главное – обеспечить соблюдение контролируемым лицом обязательных требований законодательства в сфере образования, выполнение аккредитационных показателей, установленных по результатам аккредитационного мониторинга, своевременность представления сведений в информационные системы в системе образования, а также выполнение показателей мониторинга системы образования, проводимого контрольным (надзорным) органом в сфере образования.

К чему должны быть готовы объекты контроля, отнесённые к категориям высокого, среднего и низкого риска?

В отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесённых к категории высокого риска, могут проводиться 1 плановое контрольное (надзорное) мероприятие в 2 года либо 1 обязательный профилактический визит в год.

В планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий до 2030 года и с учётом режима КТО не включаются мероприятия в отношении государственных, муниципальных и частных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного и начального общего образования, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, отнесённых к категории высокого риска, в отношении таких учреждений может проводиться только обязательный профилактический визит.

Таким образом, в 2026 году в отношении 3 объектов государственного контроля (надзора, отнесённых к категории высокого риска, будут проведены обязательные профилактические визиты, отказаться от проведения которых нельзя.

В отношении объектов государственного контроля (надзора), отнесённых к категориям среднего и низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия и обязательные профилактические визиты не проводятся.

Какова статистика проведённого в этом году категорирования объектов контроля? Сколько организаций, осуществляющих образовательную деятельность, отнесены к категории высокого риска? Среднего? Низкого?

Департаментом по контролю и надзору в сфере образования проведено категорирование объектов контроля и приказом министерства образования области 1 сентября 2025 года все 1503 функционирующие объекта контроля, являющиеся лицензиатами министерства образования области, были отнесены к одной из следующих категорий риска:

- 1474 объекта контроля - к категории низкого риска;

- 26 объектов контроля - к категории среднего риска;

- 3 объекта контроля - к категории высокого риска.

Как соотносятся результаты категорирования текущего года с предыдущим годом?

В 2024 году 5 объектов контроля были отнесены к категории высокого риска, 46 – к категории среднего риска, 1444 – к категории низкого риска.

Таким образом, мы отмечаем уменьшение количества объектов контроля, отнесённых к категории высокого риска, а значит, в 2026 году планируется снижение административной нагрузки на указанные объекты контроля по сравнению с 2025 годом.

Каким образом обеспечивается информирование контролируемых лиц с результатами категорирования?

Виджет «Реестр категорированных объектов», позволяющий осуществить переход к категорированным перечням объектов контроля, размещён на сайте министерства образования области (https://obr.belregion.ru/) в подразделе «Государственный контроль (надзор) в сфере образования» раздела «Деятельность». Поиск осуществляется по № ИНН объекта.

Вправе ли контролируемое лицо предоставить в министерство образования области, являющееся контрольным (надзорным) органом в сфере образования, сведения о соответствии объекта контроля критериям отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска иной категории риска? Как должен действовать в таком случае контрольный (надзорный) орган?

Контролируемое лицо вправе предоставить в министерство образования области сведения о соответствии объекта контроля критериям отнесения объектов контроля к категориям риска иной категории риска. Контролируемое лицо подаёт заявление об изменении риска посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ).

В этом случае министерство образования области в течение 5 рабочих дней со дня поступления указанных сведений принимает решение об изменении категории риска такого объекта.

Ваше отношение к риск-ориентированному подходу в осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования?

На мой взгляд, внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования приводит к снижению административной нагрузки на добросовестных контролируемых лиц, деятельность которых не несёт угрозы охраняемым законом ценностям.

При этом приоритет профилактической работы обеспечивает повышение уровня защиты охраняемых законом ценностей в образовании, а также мотивирует контролируемых лиц к соблюдению обязательных требований законодательства.

 

Вопросы подготовил Николай Рухленко

Министерство образования Белгородской области
Дата последнего изменения: 16 Сен 2025 10:37