Департаментом по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области рассмотрены результаты проведённого подведомственным региональному министерству по делам молодёжи Центром информационной безопасности и психологической помощи мониторинга аккаунтов несовершеннолетних пользователей в социальной сети «ВКонтакте» на предмет отклонения от нормы или возрастных изменений либо обнаружения маркеров деструктивного контента.
В ходе мониторинга выявлены 527 аккаунтов обучающихся (город Белгород - 114, Белгородский район - 65, Алексеевский муниципальный округ - 3, Борисовский район - 16, Валуйский муниципальный округ - 16, Губкинский городской округ - 112, Корочанский район - 17, Красненский район - 5, Красногвардейский район - 4, Краснояружский район - 1, Новооскольский муниципальный округ - 9, Прохоровский район - 9, Ракитянский район - 10, Ровеньский район - 8, Старооскольский городской округ - 96, Чернянский район - 6, Шебекинский муниципальный округ – 34, Яковлевский муниципальный округ - 2), у которых в сетевом профиле содержатся направления деструктивной тематики. Это:
- депрессивно-суицидальная,
- агрессивное поведение,
- повышенный интерес к СВО,
- шок-контент,
- радикальные взгляды,
- психоактивные вещества,
- увлечение деструктивным аниме,
- треш-контент.
Указанное количество аккаунтов приходится на 138 общеобразовательных организаций из 18 муниципальных образований (город Белгород - 15, Белгородский район - 21, Алексеевский муниципальный округ - 3, Борисовский район - 2, Валуйский муниципальный округ - 6, Губкинский городской округ - 20, Корочанский район - 9, Красненский район - 2, Красногвардейский район - 1, Краснояружский район - 1, Новооскольский муниципальный округ - 6, Прохоровский район - 1, Ракитянский район - 5, Ровеньский район - 2, Старооскольский городской округ - 23, Чернянский район - 5, Шебекинский муниципальный округ – 14, Яковлевский муниципальный округ - 2).
Данные факты послужили основанием для объявления 138 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, так как могут свидетельствовать о наличии признаков нарушений обязательных требований законодательства об образовании и неисполнении общеобразовательными организациями установленных полномочий, а именно:
- Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которому организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны осуществлять меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, и оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающим обязанность образовательной организации по обеспечению реализации в полном объёме образовательных программ, соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, и Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, предусматривающими в рамках реализации рабочей программы воспитания образовательной программы основного общего образования и рабочей программы воспитания образовательной программы среднего общего образования приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287, предусматривающим формирование у обучающихся личностных компетенций, внутренней позиции личности, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых норм, закрепление у них знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека (обучающийся, работник, гражданин, член семьи), способствующих подготовке к жизни в обществе, активное неприятие идеологии экстремизма и терроризма, способность противостоять негативным в отношении сохранения своего психического и физического здоровья воздействиям социальной среды, в том числе экстремистского, террористического, криминального и иного деструктивного характера;
- Федеральной образовательной программой основного общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года № 370, определяющей достижение целевых ориентиров результатов гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания на уровне основного общего образования;
- Федеральной образовательной программой среднего общего образования, утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 года № 371, определяющей в качестве приоритетной задачи Российской Федерации в сфере воспитания детей развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Министерством образования области поручено руководителям органов управления образованием муниципальных районов, городских округов и муниципальных округов, областных государственных общеобразовательных организаций проанализировать причины и условия проявления деструктивного контента в аккаунтах обучающихся и принять действенные меры, направленные на недопущение негативных проявлений среди обучающихся.