Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 09 Сен 2025 11:19

Белгородская область: «Роман Зенин, консультант департамента по контролю и надзору в сфере образования, ответил на вопросы о профилактических визитах»

Какие профилактические визиты совершать легче: по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи? А какие профилактические визиты эффективнее?

Если выбор стоит между проведением профилактического визита по месту осуществления деятельности контролируемого или в режиме видео-конференц-связи, то, по моему мнению, эффективнее первый вариант (возможность непосредственного осмотра, личного общения (контакта)                 с руководителем и педагогическим коллективом, возможность оценки неформальной обстановки и т.д.).

При этом, если необходимо соблюдение требований безопасности для всех участников профилактического визита, то, однозначно, нужно использовать видео-конференц-связь, однако в этом случае могут возникнуть технические проблемы (отсутствие качественного Интернета, прерывание видео(аудио)связи и др.). 

Как Вы определяете состав участников профилактической беседы? Кого предпочитаете видеть среди участников?

В профилактическом визите обязательно должен принимать участие руководитель организации, поскольку его присутствие необходимо для получения объективной, актуальной информации, разъяснения ситуации                и выработки совместных решений, важно также присутствие заместителей руководителя, это необходимо для обеспечения принятия мер по устранению нарушений или предотвращению негативных последствий. 

Кроме того, целесообразно участие всех педагогических работников                 (при возможности) организации, поскольку они непосредственно вовлечены     в образовательную деятельность, ежедневно сталкиваются с различными проблемами, а также могут оказать влияние на решение проблемных ситуаций.

Если профилактический визит наносится в организацию, которая предварительно направила вопросы, касающиеся обучающихся с ОВЗ,                       то в состав участников обязательно нужно включить тех лиц, которые непосредственно вовлечены в процесс реализации адаптированной образовательной программы или могут быть вовлечены.

Участники профилактической беседы должны обладать достаточной компетентностью для обсуждения вынесенных вопросов.

Как Вами учитывается при подготовке и проведении профилактического визита тот факт, если образовательная организация, куда наносится профилактический визит, относится к категории низкого риска?

С учётом того, если это первый профилактический визит в образовательную организацию, то его основной целью считаю:

- ознакомление с обязательными требованиями, предъявляемыми к деятельности организации и принадлежащей ей объектам контроля;

- информирование об общих вопросах контрольно-надзорной деятельности;

- информирование о существующих критериях риска и об отнесении объекта контроля к одной и них;

- рекомендации о том, как не попасть в среднюю или высокую категории риска.

Кроме того, образовательную организацию информирую об изменениях законодательства об образовании в Российской Федерации.

Таким образом, при проведении профилактического визита акцент делаю на недопущение нарушений обязательных требований законодательства об образовании.

При проведении профилактического визита также осуществляю консультирование по интересующим вопросам.   

Законодательство предусматривает, что в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о рекомендуемых способах снижения категории риска. Как преодолеть мнение о нецелесообразности профилактического визита, если образовательная организация отнесена к категории низкого риска?

Отнесение образовательной организации к категории низкого риска не является бессрочным. При наличии нарушений обязательных требований законодательства об образовании в будущем организация будет отнесена                     в среднюю или высокую категории риска.

Таким образом, целью проведения профилактического визита в том числе будет помощь контролируемому лицу в избежании нарушений в будущем.

С таким подходом любая образовательная организация, которая отнесена к категории низкого риска, будет «за» проведение профилактического визита.

Поделитесь мыслями о подходах к содержательному наполнению профилактической беседы. Что нужно, чтобы информирование об обязательных требованиях воспринималось с интересом?

Чтобы беседа воспринималась работниками образовательной организации с интересом, необходимо учитывать особенности конкретной организации. Необходимо провести предварительную работу по изучению имеющейся информации об образовательной организации, в том числе объявленные предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (при наличии), наличие обращений от граждан или организаций (при наличии), наличие информации об обучающихся с ОВЗ и инвалидах и т.д.

При необходимости можно привести примеры из практики о реальных случаях нарушений и их последствиях, которые произошли в аналогичных организациях.

По возможности формируется атмосфера доверия, сотрудничества и доброжелательности.

Поиск решения по устранению выявленных проблем и предотвращению их повторения осуществляется совместно.

При использовании наглядных материалов (презентации) осуществляется комментарий понятным языком.

На что обращаете внимание при ознакомлении с объектом контроля?

Изучаю прежде всего содержание паспорта образовательной организации, который заранее направляется в департамент.

Важна имеющаяся информация по проведенным проверкам, в том числе внеплановым, профилактическим визитам, в том числе обязательным, а также по объявленным предостережениям о недопустимости нарушения обязательных требований (при наличии). Необходимо учитывать наличие обращений от граждан или организаций. С точки зрения требований безопасности обращаю внимание на состояние помещений, а также материально-технические условия (обеспечения) реализации образовательных программ.

Расскажите о том, как Вы в ходе профилактической беседы мотивируете её участников на активный диалог?

Необходимо создать доброжелательную обстановку с элементами доверия и открытости.

Подчёркивается важность профилактического мероприятия, направленного на предупреждение возможного нарушения, помощи участникам беседы избежать нарушений в дальнейшем.

Как Вы осуществляете в ходе профилактического визита сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категории риска?

Провожу беседы с руководителем, заместителями руководителя, педагогическими работниками.

При необходимости совместно с вышеуказанными участниками организации анализирую имеющуюся на официальном сайте организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию.

Делаю фотофиксацию.

Осуществляете ли в ходе профилактических визитов консультирование в виде устных разъяснений? По каким вопросам?

Консультирование осуществляю по вопросам, связанным
с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), определённым Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года № 997, согласно которому консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе:

- по порядку проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

- по периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

- по порядку принятия решений по итогам контрольных (надзорных) мероприятий;

- по порядку обжалования решений контрольного (надзорного) органа в сфере образования;

- по перечню обязательных требований.

Что Вас удовлетворило в ходе профилактических визитов? Что определяет меру удовлетворённости?

Удовлетворило:

- понимание руководства (управленческой команды) образовательной организации необходимости соблюдения обязательных требований, осознание их конкретного соблюдения и демонстрация стремления к их выполнению;

- проявление интереса руководства (управленческой команды) образовательной организации к обсуждаемым вопросам;

- отсутствие намерения руководства (управленческой команды) образовательной организации скрыть имеющиеся объективные проблемы                 в деятельности образовательной организации;

- стремление к устранению нарушений, в случае необходимости совместная разработка конкретных мер по их устранению, в том числе запись на личный прием к руководителю департамента;

- эффективная обратная связь от образовательной организации;

- получение положительной оценки и отзывов от участников профилактических визитов.

Что из практики проведения профилактических визитов будете использовать впоследствии?

Рассмотрение различных проблемных ситуаций в деятельности образовательной организации, в том числе связанных с функционированием официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также предложение конкретных решений и рекомендаций с учётом особенностей образовательной организации, специфики муниципального образования.

Вопросы подготовил Николай Рухленко


Дата последнего изменения: 09 Сен 2025 11:20