Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 29 Янв 2025 18:15

Белгородская область: «Состоялось совещание с директорами школ области»

Совещание с руководителями общеобразовательных организаций области организовало и провело министерство образования области. Проведение совещания вызвано необходимостью анализа происшедших негативных случаев, в которых задействованы школьники.  В совещании участвовали также руководители органов управления образованием всех 22 муниципальных образований. УМВД России по Белгородской области представляла Марина Ченцова, заместитель начальника управления – начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних управления участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних.

Александр Зарубин, директор государственного общеобразовательного Шуховского лицея города Белгорода, выступая, сказал: «Мы столкнулись с тем, что в последние годы значительные изменения претерпела система семейного воспитания, это, на наш взгляд, обусловлено социальными и экономическими трудностями, неблагоприятным психологическим климатом, недостаточным уровнем психолого-педагогической культуры родителей. Правовых знаний недостаёт и детям. В результате даже, казалось бы, во вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. У многих подростков отсутствует ценностный барьер, который бы препятствовал негативным проявлениям в их поведении. Происходит вытеснение взрослых из воспитательного процесса. Обострилась проблема здоровья детей».

Марина Ченцова, обратившись к директорам школ, отметила: «Во-первых, необходимо обеспечить включённость детей в реальные социальные отношения. Во-вторых, предоставить каждому ребёнку возможность самореализации в процессе социального взаимодействия.
Воспитание школьника с социально-негативным поведением может осуществляться только на основе его активности во взаимодействии с окружающей средой. В процессе воспитания такого школьника главное - добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку ребёнком своего поступка, то есть основной целью воспитания является формирование у ребёнка стремления к самостоятельному изменению. При этом нельзя забывать, что ресурсы подростка недостаточны и неадекватны, трудности, сопровождающие кризис, оказываются более стойкими и без специальной помощи скорее системно развиваются, чем преодолеваются, снижая качество личностных новообразований. Подросток увязает в проблемном образе жизни, проблемных ролях, проблемных социальных группах. И здесь ему необходима помощь взрослых, помощь специалистов, особенно психологов, социальных педагогов».

Участники совещания отметили, что в школьной среде участились драки, многие из которых имеют серьёзные последствия. Дети, как правило, дерутся из-за напряжения, которое не могут сбросить. Научиться контролировать этот процесс ребёнок должен у взрослых, прежде всего у родителей. Ребёнка нужно учить понимать своё состояние и принимать конструктивные решения и конструктивные стратегии при конфликтах.

Наблюдаемая гиперопека со стороны современных родителей связана прежде всего с малым количеством детей в наших семьях, что увеличивает их ценность. Каждый родитель когда-то был ребёнком и имел опыт конфликтов или видел конфликты и испытывал переживания. Сталкиваясь со школьным конфликтом ребёнка, родитель ощущает бурю эмоций и переживаний, страх, злость и непонимание, а также желание защитить. Зачастую стремление объективно разобраться отходит на задний план. Но надо помнить, что ответственность за развитие конфликта несут обе стороны. Родители должны проанализировать семейную ситуацию, опыт решения спорных моментов в семье, возможно, поделиться с ребёнком своими трудностями, которые были в школе. Это создаст понимание, что не только он столкнулся с подобной ситуацией, из неё можно выйти и приобрести опыт, который будет полезен в жизни.

Предотвратить конфликты вне школы позволит развитие культуры общения. При этом детей следует учить навыкам безопасности, тщательно выбирая знакомых для общения. Детям нужно объяснять, что соглашаться на рискованные предложения не стоит, а компаний, где употребляют, например, алкоголь, лучше и вовсе избегать.

В разговоре приняли участие руководители муниципальных органов управления образованием Наталья Бозина (Белгородский район), Марина Погорелова (Алексеевский муниципальный округ), Анна Жданова (Старооскольский городской округ), Елена Водянова (Волоконовский район), Алексей Ковалёв (город Белгород), Ирина Блажко (Чернянский район), Татьяна Билецкая (Ивнянский район), директор государственной Бирюченской средней общеобразовательной школы Елена Коцарева. Практически все они подчеркнули важность анализа детско-родительских отношений, обучения школьников основам урегулирования конфликтных ситуаций, а также рассказали о мерах, принимаемых со стороны учредителя.

Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области, завершая совещание, обратил внимание на то, что абсолютно в каждой школе должна быть выстроена система по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Муниципальным органам управления образованием дано поручение проанализировать деятельность всех школ по выстраиванию данной системы.


Дата последнего изменения: 29 Янв 2025 18:16