По инициативе управления образования администрации Краснояружского района на базе Белгородской региональной организации Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации проведено совещание с руководителями образовательных организаций всех типов.
Темой разговора стало снижение бюрократической нагрузки в сфере образования. Что под этим понимается? Это процесс, направленный на сокращение объёма административной работы, связанной с документацией, которую подготавливают и ведут педагоги. Цель - позволить педагогам сконцентрироваться на основных должностных обязанностях и не тратить время на заполнение отчётов и иных документов. По итогам заседания Совета при Президенте по науке и образованию, прошедшего 6 февраля 2025 года, В.В. Путиным было дано поручение такого характера: «Рекомендовать высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации реализовать комплекс дополнительных мер по выполнению требований законодательства об образовании в части, касающейся снижения бюрократической нагрузки на педагогических работников».
Задачами снижения бюрократической нагрузки являются сокращение документооборота самой образовательной организации и отсечение запросов, не имеющих под собой оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. С 1 марта 2025 года в России вступил в силу Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 328-ФЗ «О внесении изменений в статьи 29 и 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». На основании данного Закона издан приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 6 ноября 2024 года № 779 «Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования». Приказ № 779 не распространяется на некоторые категории педагогических работников (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-логопед и др.). Для них перечень обязательной документации устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации.
Некоторые меры по снижению бюрократической нагрузки в образовательных организациях: цифровизация документооборота (введение единой платформы для ведения всей отчётности, автоматизация процессов заполнения и обработки документов), упрощение требований к документообороту (разработка унифицированных форм и минимизация их количества, исключение лишних или повторяющихся документов), разделение административных обязанностей (привлечение вспомогательного персонала для выполнения бюрократической работы, распределение обязанностей между различными сотрудниками школы, например, секретарями и администрацией).
На совещании выступила Елена Третьякова, заместитель начальника департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области. Она напомнила об уже проделанной работе по снижению бюрократической нагрузки в системе образования, рассказала также о проводимой и запланированной в регионе работе по снижению нагрузки. Так, на федеральном уровне утверждены перечни обязательной документации, которые заполняют воспитатели в детских садах, учителя в школах, преподаватели в техникумах, колледжах и вузах. Образовательные организации на законодательном уровне наделены правом не отвечать на запросы, направленные им без законных оснований. Сокращено количество оценочных процедур и количество контрольных работ от всего объема учебного времени в школах. Рособрнадзором разработан и утверждён типовой план мероприятий («дорожная карта») по снижению бюрократической нагрузки на педагогических работников в образовательных организациях. Подобный план мероприятий разработан министерством образования области. Запущен и успешно функционирует чат-бот «Помощник Рособрнадзора», с помощью которого учителя могут получить разъяснения, должны ли они готовить те или иные документы, а также подать жалобу на нарушение их прав. В целом по России статистика обращений в данный чат-бот выглядит таким образом: январь – 959, февраль – 1780, март – 1429, апрель – 1111, май – 565, июнь – 365, июль – 192, август- 405, сентябрь – 685, октябрь – 1247. Всего обращений – 8738. За указанные месяцы от Белгородской области в общей сложности поступило 85 обращений (0,1% от общего количества).
Тематика обращений педагогов области следующая:
16% (СПО) - разработка рабочих программ, их структура и содержание; заполнение зачётных книжек студентов; оформление протоколов промежуточной аттестации, журналов практики;
62% (школы) - функциональные обязанности классного руководителя, перечень его обязательной документации; ведение в учреждении электронного документооборота; установление режима рабочего времени и распределение нагрузки учителя исходя из стажа работы и квалификационной категории; анализ результатов контрольных работ, использование результатов всероссийских проверочных работ (ВПР) при проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся; оформление отчётов по питанию, участию обучающихся в воспитательных мероприятиях, прохождение уроков цифры, олимпиад; установление графика работы учителя без классного руководства во время каникул; что подразумевает очно-дистанционный формат обучения в школе;
22% (детские сады) - заполнение журналов, предусмотренных санитарными правилами (журнал мытья игрушек, журнал учёта работы бактерицидной лампы, журнал утреннего фильтра, журнал осмотра на педикулёз); обязательная документация инструктора по физической культуре, учителя-логопеда; нормативно установленное количество групп для введения ставки старшего воспитателя.
В проведённом в масштабах России добровольном анкетировании по вопросам бюрократической нагрузки приняли участие 92739 педагогических работников (детские сады – 15911, школы – 68702, учреждения СПО – 4078, вузы – 4048). На вопрос: «Каким образом вас информировали?» ответили: «Не информировали» 19% педагогических работников детских садов, 18% педагогических работников школ, 29% педагогических работников техникумов и колледжей. На вопрос «Приходится ли вам готовить иные документы?» ответили утвердительно 48% педагогических работников детских садов, 64% педагогических работников школ, 65% педагогических работников учреждений СПО. На вопрос «Внесены ли в ваши должностные инструкции изменения?» ответили, что не внесены, 48% педагогических работников детских садов, 45% педагогических работников школ, 56% педагогических работников учреждений СПО. О сервисе чат-бот «Помощник Рособрнадзора» не знают 71% педагогических работников детских садов, 68% педагогических работников школ, 73% педагогических работников учреждений СПО. Предоставление фотоотчётов о проводимых мероприятиях подтвердили 91% педагогических работников детских садов, 92% педагогических работников школ, 89% педагогических работников учреждений СПО. Предоставление информации по запросам различных ведомств подтвердили 55% педагогических работников детских садов, 77% педагогических работников школ, 72% педагогических работников учреждений СПО. На вопрос: «Как изменился с 1 марта 2025 года уровень вашей бюрократической нагрузки?» ответили, что уровень увеличился, 16% педагогических работников детских садов, 43% педагогических работников школ, 31% педагогических работников учреждений СПО. Ответ, что уровень остался прежним, дали 62% педагогических работников детских садов, 43% педагогических работников школ, 58% педагогических работников учреждений СПО.
Анализ позволяет обозначить ряд проблем. Так, отмечается недостаточная информированность педагогов о нормативных изменениях в части действующих ограничений по количеству обязательных для ведения документов. Кроме того, часть педагогов заявляет, что они продолжают готовить документы, не входящие в официально утверждённые перечни.
В регионе проводится плановая работа по снижению бюрократической нагрузки, что подтверждается уменьшением объёма документации, количества мониторингов, запросов от сторонних ведомств.
Анзор Музаев, руководитель Рособрнадзора, на ноябрьском всероссийском совещании рекомендовал всем регионам тиражировать опыт Департамента образования и науки города Москвы, который запретил школам отвечать на поступающие к ним напрямую запросы иных ведомств и организаций, а велел перенаправлять их в Департамент. «Москва поставила этот фильтр и защитила своих директоров и учителей от запросов. Этот опыт надо использовать», – заявил он.
При министерстве образования области создана региональная межведомственная рабочая группа для координации деятельности по снижению документационной нагрузки на педагогов. В рамках профилактических визитов, консультирований активно обсуждаются вопросы снижения бюрократической нагрузки на педагогов. При поступлении в департамент информации о нарушениях или их признаках объявляются предостережения о недопустимости нарушений законодательства.
Подведены итоги регионального этапа федерального отбора предложений, направленных на снижение избыточной бюрократической нагрузки в системе образования «Образование без бюрократии». Цель отбора - выявление и тиражирование лучших практик и решений, позволяющих сократить объём административной работы, связанной с документацией, и высвободить время педагогов для выполнения их основных профессиональных задач. Номинации отбора: «Локальные нормативные акты», «Муниципальные правовые акты», «Учебно-методическая документация», «Мероприятия по снижению бюрократической нагрузки». В рамках отбора были получены предложения от образовательных организаций, педагогических и руководящих работников, органов управления образованием. Победителями регионального этапа отбора признаны 13 авторов.
В номинации «Локальные нормативные акты» победитель не определялся.
В номинации «Муниципальные правовые акты» признан лучшим материал «Информационно-методическое письмо о сокращении документационной нагрузки педагогов образовательных организаций Краснояружского района» (автор Лукьяненко Наталья Анатольевна, управление образования администрации Краснояружского района).
В номинации «Учебно-методическая документация» лучшими признаны следующие материалы: «Оптимизация процесса психолого-педагогического сопровождения воспитанников с особыми образовательными потребностями на основе электронного документооборота» (автор Богомолова Юлия Александровна, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Старооскольский центр развития образования»), «Положение о перечне и формах обязательного минимума документации педагогов муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 26 п. Новосадовый Белгородского района Белгородской области» (автор Луценко Елена Сергеевна, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 п. Новосадовый Белгородского района Белгородской области»), «План мероприятий («дорожная карта») о мерах по снижению бюрократической нагрузки при подготовке оценочных листов педагогических работников к начислению стимулирующих выплат в МБДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» (автор Ткаченко Людмила Александровна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» (Борисовский район)).
В номинации «Мероприятия по снижению бюрократической нагрузки» признаны лучшими следующие материалы: «Проект: Telegram бот-помощник с элементами искусственного интеллекта для школы «Умка» (автор Давыденко Марина Сергеевна, муниципальное общеобразовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа №3 «Большая медведица» Белгородского района Белгородской области»), «Создание внутришкольной модифицированной информационной системы» (автор Зеленская Галина Викторовна, областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Валуйская средняя общеобразовательная школа № 4» Белгородской области), «Проект: «Оптимизация выдачи продуктовых наборов обучающимся ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат» (автор Катаржнова Дарья Александровна, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шебекинская гимназия-интернат»), «Оптимизация процесса управления качеством знаний (программная разработка отчёта для текущего мониторинга накопляемости отметок (среднего балла) и отчёта для мониторинга) (автор Никонова Светлана Николаевна, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3» г. Белгорода), «Регламент разработки характеристики на обучающегося по запросу» (автор Сидорова Татьяна Николаевна, областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснояружская средняя общеобразовательная школа» Белгородской области), «1С: Колледж ПРОФ как инструмент по снижению бюрократической нагрузки педагога» (автор Новикова Наталья Алексеевна, областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Ракитянский агротехнологический техникум»), «Искусственный интеллект в образовательном процессе: снижение бюрократической нагрузки на учителей» (автор Пивоварова Наталья Васильевна, управление образования администрации Вейделевского района), «Цифровизация документооборота старшего воспитателя ДОО: электронные карты контроля» (автор Поданева Оксана Николаевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Золушка» Старооскольского городского округа), «Автоматизированная система сбора и анализа данных для формирования социального паспорта детского сада» (автор Мостовая Татьяна Александровна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Калинка» Старооскольского городского округа).
Эти материалы направлены для участия во втором, федеральном этапе отбора. С информацией о результатах регионального отбора предложений, направленных на снижение бюрократической нагрузки в системе образования в рамках проекта «Образование без бюрократии», можно ознакомиться на официальном сайте министерства образования области.
Для уточнения педагогами правовых вопросов, ознакомления с проводимой работой на официальном сайте министерства образования области создан раздел «Снижение бюрократической нагрузки», где размещена справочная информация, документы, регулирующие данную сферу, памятки.
Рособрнадзор открыл «горячую линию» по вопросам документационной нагрузки учителей, куда педагоги могут обратиться в случае нарушения их прав. Электронная почта горячей линии: stop_nagruzka@obrnadzor.gov.ru.
Определены приоритетные направления работы муниципальных органов управления образованием на 2025/2026 учебный год. Это:
- назначение ответственных за исполнение мероприятий по снижению бюрократической нагрузки на педагогов;
- создание и сопровождение «Горячей линии» по вопросам снижения бюрократической нагрузки на педагогов;
- организация информирования руководителей образовательных организаций и педагогических работников о нормах законодательства, регулирующих объём документарной нагрузки;
- проведение совещаний по вопросу снижения бюрократической нагрузки, контроль исполнения мероприятий;
- актуализация и упорядочение перечня отчётных документов и мониторингов, требующих привлечения педагогов;
- исключение дублирования информации на электронном и бумажном носителе;
- освещение мероприятий по снижению бюрократической нагрузки в муниципальных СМИ и социальных сетях.
В качестве приоритетных направлений работы руководителей образовательных организаций области на 2025/2026 учебный год определены:
- назначение ответственного за исполнение мероприятий по снижению бюрократической нагрузки на педагогов;
- информирование педагогических работников о нормах законодательства, регулирующих объём документарной нагрузки;
- проведение педагогических советов по вопросу снижения бюрократической нагрузки;
- анализ и актуализация должностных инструкций педагогов, Правил внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актов по вопросам оплаты труда, разработки и реализации образовательной программы, проведения педагогической диагностики, мониторингов и др.;
- актуализация и упорядочение перечня внутренних отчётных документов и мониторингов, требующих привлечения педагогов;
- внедрение электронного документооборота, информационных технологий для сбора отчётных данных и данных мониторингов;
- исключение дублирования информации на электронном и бумажном носителе;
- повышение квалификации педагогов в области применения информационных технологий для оформления содержания и результатов педагогической деятельности.
Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования, сказал: «Белгородская область активно включилась в работу по снижению бюрократической нагрузки на педагогических работников. Думается, что принимаемые меры позволят это сделать максимально».