В августе 2025 года специалисты департамента по контролю и надзору в сфере образования нанесли профилактические визиты в 10 дошкольных образовательных организаций Красногвардейского района. Основанием для визитов явилась инициатива контролируемых лиц. Все визиты проведены по месту осуществления их деятельности. В связи с этим были заданы несколько вопросов Елене Третьяковой, заместителю начальника департамента по контролю и надзору в сфере образования.
Какие профилактические визиты совершать легче: по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи? А какие профилактические визиты эффективнее?
Легче по месту осуществления деятельности, непосредственное живое общение всегда эффективнее.
Как Вы определяете состав участников профилактической беседы? Кого предпочитаете видеть среди участников?
Состав участников определяется в каждом конкретном случае в процессе обсуждения с руководителем контролируемого лица. Содержание профилактической беседы преимущественно соотносится с деятельностью руководителя, поэтому управленческая команда всегда участвует. Вопросы, касающиеся деятельности педагогов, обсуждаются в ходе экскурсии по организации в диалоге с работниками.
Все дошкольные образовательные организации Красногвардейского района, куда нанесены профилактические визиты, относятся к категории низкого риска. Как этот фактор учитывался Вами при подготовке и проведении профилактических визитов?
Учитывая, что в дошкольные образовательные организации Красногвардейского района ранее не были нанесены ни обязательные, ни инициативные профилактические визиты, информация об основных изменениях в контрольной (надзорной) деятельности была представлена максимально полно.
Законодательство предусматривает, что в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о рекомендуемых способах снижения категории риска. Как преодолеть мнение о нецелесообразности профилактического визита, если образовательная организация отнесена к категории низкого риска?
Критериями отнесения объектов контроля к категории риска не являются объявленные предостережения. Их количество и в принципе факт наличия свидетельствует о необходимости инициирования профилактических мероприятий. Кроме того, муниципальным органам управления образования (МОУО) при мотивировании руководителей муниципальных образовательных организаций на использование потенциала профилактических мероприятий нужно анализировать не только наличие предостережений министерства образования области, но и факты вынесения подведомственным образовательным организациям представлений территориальными прокуратурами, результаты рассмотрения поступающих в адрес МОУО жалоб и обращений граждан, итоги рассмотрения отчётов о результатах самообследования подведомственных образовательных организаций, необходимость сопровождения новых руководителей.
Поделитесь мыслями о подходах к содержательному наполнению профилактической беседы. Что нужно, чтобы информирование об обязательных требованиях воспринималось с интересом?
Предварительное ознакомление с объектом контроля посредством анализа ФГИС ЕРКНМ, АКНДПП, официального сайта даёт информацию о возможных проблемных вопросах в деятельности образовательной организации. Важно уйти от официального сухого прочтения законодательства, использовать примеры из опыта работы.
На что обращаете внимание при ознакомлении с объектом контроля?
В первую очередь на чистоту и общее состояние помещений с точки зрения безопасности и доступности.
Расскажите о том, как Вы в ходе профилактической беседы мотивируете её участников на активный диалог?
Проведение профилактического визита в режиме диалога получается только тогда, когда на этапе отработки с руководителем паспорта профилактического визита удаётся получить эффективную обратную связь и предварительно максимально заинтересовать на получение новых знаний, параллельно проговаривая безусловное отсутствие «карательных» мер со стороны министерства по итогам инициативного профилактического визита.
Как Вы осуществляете в ходе профилактического визита сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категории риска?
С учётом специфики критериев отнесения объектов федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, установленным Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 997, в ходе профилактических визитов сбор указанных сведений практически не осуществляется. Возможно получение информации о фактах привлечения должностного лица к административной ответственности, если постановление по делу не поступило в министерство, рассмотрения обращений, направленных в адрес организации.
Осуществлялось ли в ходе профилактических визитов консультирование в виде устных разъяснений? По каким вопросам?
Вне зависимости от вида и формы проведения профилактического визита возможности консультирования используются в полном объеме. Вопросы касаются и осуществления контроля за соблюдением законодательства в сфере образования, и разъяснения обязательных требований, в том числе организации мероприятий по их соблюдению.
Что Вас удовлетворило в ходе профилактических визитов? Что определяет меру удовлетворённости?
Удовлетворение получаешь от тех профилактических визитов, в ходе которых видишь активную позицию управленческой команды, нацеленность на результат. Очень важно самому специалисту быть настроенным на позитивный и результативный визит.
Что не удовлетворило? Что определяет меру неудовлетворённости?
До настоящего времени срабатывают стереотипы, чувствуется со стороны руководителей образовательных организаций настороженность в общении со специалистами департамента по контролю и надзору в сфере образования, опасение по поводу возможных последствий от обозначения ими проблем. Это снижает эффективность беседы.
Что из практики проведения профилактических визитов в Красногвардейском районе будете использовать впоследствии?
Очень важна предварительная подготовительная работа по вопросам соблюдения обязательных требований с учётом наличия или отсутствия объявленных предостережений конкретной образовательной организации.
Вопросы подготовил Николай Рухленко