В практике сферы образования широко распространены педагогические чтения. Эта форма работы проверена временем, она не утрачивает актуальности. Что такое педагогические чтения? Это периодически проводимые мероприятия, имеющие целью рефлексию, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта, позволяющие в более свободной форме обсудить актуальные проблемы по заявленной тематике, более того, привлечь работников к их решению. Они способствуют развитию творческой инициативы и повышению квалификации педагогических работников. Это не только форма обмена опытом, но и способ выявить «точки роста».
Как известно, первые педагогические чтения проведены Академией педагогических наук РСФСР в 1945 году в Москве. С 1968 года Министерством просвещения СССР, Академией педагогических наук СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений стали практиковаться всесоюзные педагогические чтения, которым, как правило, предшествовали педагогические чтения в школах, районах, городах, областях, краях, автономных и союзных республиках. Подготовку и проведение местных педагогических чтений осуществляли органы образования, институты усовершенствования учителей, местные организации педагогического общества. Доклады, представляющие особый интерес, заслушивались на всесоюзных педагогических чтениях и публиковались в печати.
Учитывая имеющийся опыт проведения педагогических чтений, в регионе было решено провести профилактические чтения на тему «Профилактический визит: пути достижения эффективности». Почему профилактические? В настоящее время в контрольно-надзорной деятельности приоритетными являются профилактические мероприятия, одно из которых это профилактический визит. В регионе такие визиты востребованы, их ежегодное количество около 200.
Для обсуждения был предложен целый комплекс вопросов:
- какие профилактические визиты совершать легче: по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи? Какие профилактические визиты эффективнее?;
- как Вы определяете состав участников профилактической беседы? Кого предпочитаете видеть среди участников?;
- как учитывается при подготовке и проведении профилактического визита факт отнесения образовательной организации к категории низкого риска?;
- законодательство предусматривает, что в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о рекомендуемых способах снижения категории риска. Как преодолеть мнение о нецелесообразности профилактического визита, если образовательная организация отнесена к категории низкого риска?;
- поделитесь мыслями о подходах к содержательному наполнению профилактической беседы. Что нужно, чтобы информирование об обязательных требованиях воспринималось с интересом?;
- на что обращаете внимание при ознакомлении с объектом контроля?;
- расскажите о том, как Вы в ходе профилактической беседы мотивируете её участников на активный диалог?;
- как Вы осуществляете в ходе профилактического визита сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категории риска?;
- осуществлялось ли в ходе профилактических визитов консультирование в виде устных разъяснений? По каким вопросам?;
- что Вас удовлетворило в ходе профилактических визитов? Что определяет меру удовлетворённости? Что не удовлетворило? Почему?;
- что из практики проведения профилактических визитов будете использовать в дальнейшем?
Радует то, что выбранный формат проведения профилактических чтений получил одобрение руководства министерства образования области. Хорошо то, что в них приняли участие все специалисты департамента по контролю и надзору в сфере образования, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования, руководители организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Все выступления размещены в открытом доступе на официальном сайте министерства образования области в сети «Интернет».
Наталья Киданова, начальник отдела федерального государственного контроля (надзора), отметила: «Мы стремимся, конечно, придерживаться единых подходов при нанесении профилактических визитов, но было бы неправильно не учитывать видение каждого специалиста, профилактические чтения продемонстрировали наличие у каждого специалиста своих мыслей, своих подходов, заслуживающих внимания, анализа, обсуждения. Это очень ценно».
Профилактические чтения - это основа для дальнейшей работы, площадка, позволяющая осуществлять обобщение и трансляцию наработанного опыта. Основная цель чтений – это повышение уровня профессионализма работников в вопросах обеспечения качества профилактических визитов, поддержка инициатив и идей, распространение интересного опыта в рамках обозначенной темы, его изучение и общественная оценка, выработка единых подходов в решении приоритетных целей. Думается, что практика проведения профилактических чтений будет продолжена. Задача видится в вовлечении в этот формат работы различных категорий работников и придании ему межведомственного характера.