Программа профилактики – это один из важных документов в деятельности департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области, который определяет на предстоящий год осуществление предусмотренных законодательством профилактических мероприятий. В практику официально её реализация вошла начиная с 2022 года. При этом в деятельности данного департамента профилактическая работа была значимым направлением на всём протяжении его существования. С одной стороны, эта работа содействует повышению ответственности контролируемых лиц за соблюдение обязательных требований, с другой - развитию профессионализма специалистов департамента.
Николай Рухленко, начальник департамента, сказал: «Наша задача - свести к минимуму риски причинения вреда или ущерба охраняемым законом ценностям. Данные риски неизбежны, они существуют постоянно. Во многом именно эффективность проводимой профилактической работы позволяет эти риски минимизировать. Необходимо, чтобы ставшая обязательной программа профилактики была максимально продуманной и глубокой».
Наталья Киданова, начальник отдела федерального государственного контроля (надзора), отметила: «В работу над формированием программы профилактики были включены все специалисты отдела, а также контролируемые лица, муниципальные органы управления образованием. Мы отчётливо осознавали следующее: для того чтобы программа получилась действенной, необходимо было прежде всего объективно проанализировать текущее состояние профилактической работы, выделить и охарактеризовать проблемы, на решение которых требуется направить усилия, а затем на основе этого сформулировать цели и задачи программы, после чего определить перечень профилактических мероприятий, сроки их проведения и, конечно же, обозначить показатели результативности и эффективности программы».
Региональная программа профилактики на 2026 год включает информирование по актуальным проблемам, консультирование с перечнем вопросов, обобщение правоприменительной практики, проведение совещаний, дней правовых знаний, переговорных площадок, индивидуальных собеседований, объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, организацию обязательных профилактических визитов, их предполагается нанести в четыре организации. Плюс к этому визиты по инициативе организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В течение ноября департамент организовал опрос контролируемых лиц на основе принципа добровольности на предмет удовлетворённости проводимой профилактической работой. В опросе из 1497 приняли участие 1303 контролируемых лица, то есть 87%. 99,4% контролируемых лиц выразили удовлетворённость профилактической работой в полной мере. У 8 организаций были определённые претензии, ситуация по каждому факту проанализирована. Две организации после этого подали заявление о проведении профилактического визита. Специалистами департамента визиты уже нанесены. Пожелания и предложения, поступившие в ходе опроса, рассмотрены и учтены в работе. Департамент благодарен за обратную связь, это очень полезно.
Ценность программы в том, что она направлена на разъяснение обязательных требований, формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц, выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения, повышение уровня правовой культуры в первую очередь руководителей образовательных организаций. Очень важно также не упустить развитие механизмов включения педагогической общественности в заинтересованное обсуждение вопросов осуществления профилактической работы, что в итоге будет способствовать получению актуальной информации о проблемах в образовательных организациях, единому пониманию обязательных требований должностными лицами.
Программа профилактики утверждена приказом министерства образования области и размещена на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Успешная реализация программы однозначно сыграет важную роль в обеспечении продвижения белгородского образования к новым достижениям.