В настоящее время современная биология разрабатывает множество направлений практических исследований, в которых могут принимать участие и школьники. Знакомство с практическими технологиями в рамках дополнительного образования даст им возможность не только расширить, углубить свои знания, но и проводить собственные исследования в рамках проектно-исследовательской деятельности, делать свои первые шаги в науке.
20 февраля 2025 года на базе Белгородского областного детского эколого-биологического центра в формате ВКС проведен областной образовательный семинар - тренинг «Организация исследовательской и проектной деятельности школьников по применению живых организмов, их систем или продуктов их жизнедеятельности для решения технологических задач», в котором в качестве слушателей приняли участие более 45 педагогических работников образовательных организаций области, осуществляющих тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности обучающихся (далее – семинар).
Актуальность программы семинара была обусловлена недостаточной информированностью педагогов и обучающихся о перспективах развития биотехнологии для решения актуальных вопросов человечества, о возможностях ознакомления с методами исследований и научными подходами для участия в реальном научном исследовании.
Медиатрениром мероприятия стал Третьяков Михаил Юрьевич, кандидат биологических наук, заведующий лабораторией генетики и селекции растений НОЦ Ботанический сад НИУ «БелГУ», эксперт на многих конкурсных мероприятиях, а также инициатор содействия использования новых биотехнологий в проектно-исследовательской работе с обучающимися.
В программе семинара по сложившейся традиции были предусмотрены открытые лекции, дискуссионная площадка для представления и обсуждения практических заданий, а также ответов на вопросы по применению предложенных методов в работе педагогов с одаренными детьми.
Пленарное заседание семинара открыла Т.И. Цапкова, директор Белгородского областного детского эколого-биологического центра (далее – Центр). Тамара Ильинична отметила, что современные биотехнологии предоставляют возможность обучающимся проводить эксперименты и исследования, которые ранее были невозможны в школьных лабораториях, способствуют развитию критического мышления и навыков решения проблем, так как требуют от учащихся анализа данных и принятия обоснованных решений, а также они помогают развивать интерес к науке и технологиям, делая обучение более увлекательным и интерактивным.
Основной задачей семинара было на примере конкретных примеров из практики показать, каким образом можно воплотить несложные научные задачи в интересную и увлекательную работу для учащихся и их педагогов. Проведение исследований, о которых в своем докладе рассказал Третьяков М.Ю., может помочь учащимся не только участвовать в научных олимпиадах и конкурсах, но использовать живые организмы для улучшения сельскохозяйственных культур и животных, создания новых продуктов питания, для производства энергии. Особое внимание было также уделено и междисциплинарным подходам, связанным с использованием микроорганизмов для улучшения окружающей среды. Методическая направленность семинара подразумевала конкретные примеры и алгоритмы действия по проведению научных исследований.
В практической части на примерах, которые предложили участники семинара, проведен анализ основных ошибок при выборе темы, постановке целей, задач, предметов и объектов исследования. направленности, даны рекомендации по содержательной части проекта, а также ознакомлены с информационными ресурсами для поиска интересных тем для научно-исследовательских работ учащихся.
Семинар показал себя удобной формой деловой площадки для обсуждения актуальных проблем в дополнительном образовании и образовательном пространстве региона. Организаторы и участники семинара уверены, что такие встречи оставляют яркий след в памяти всех участников, дают пример для подражания и способствуют не только профессиональной компетентности педагогов, но и интеллектуальному развитию подростков.