Федеральный проект подготовки кадров «Профессионалитет», разработанный Министерством просвещения, рассчитан на качественное отраслевое обучение молодежи компетенциям, в соответствии с промышленной спецификой региона. В Белгородской области рамках федерального проекта «Профессионалитет» созданы и успешно функционируют кластеры по направлениям: сельское хозяйство; клиническая и профилактическая медицина; горнодобывающая отрасль и педагогика.
Благодаря выстроенному механизму взаимодействия между министерствами, предприятиями и колледжами, уже 78% выпускников колледжей и техникумов трудоустраиваются в регионе. Хотя в среднем по стране уровень трудоустройства составляет 65,3%.
О том, как меняется образовательно-производственное пространство в системе СПО, рассказывает директор Центра опережающей профессиональной подготовки Белгородской области Ирина Юрьевна Третьяк
– В Белгородской области проект «Профессионалитет» стартовал в 2022 году с создания пилотного кластера «Сельское хозяйство», объединив семь колледжей и техникумов. Уже в 2023 году проект расширился, добавив кластер «Клиническая и профилактическая медицина» с участием трёх колледжей и техникумов. В 2024 году «Профессионалитет» продолжил развиваться: появился кластер «Горнодобывающая отрасль», также объединивший три колледжа и техникума. Таким образом, в проекте уже участвуют 13 образовательных организаций.
На 1 сентября 2025 год запланировано открытие кластера «Педагогика», который охватит пять колледжей и техникумов, доведя общее число участников до 18.
Партнерами проекта «Профессионалитет» являются 22 ведущих предприятия региона, в их числе: АПХ «Зелёная Долина»; АО «Лебединский горно-обогатительный комбинат»; ООО «ГК Агро-Белогорье»; УК Агрохолдинг «Авида»; АО «Приосколье»; ООО «Белгородские гранулированные корма»; ООО «Русагро-Инвест»; а также Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа; Старооскольская окружная детская больница; Старооскольская окружная больница Святителя Луки Крымского; Станция скорой медицинский помощи Белгородской области.
– «Профессионалитет» не создает принципиально «новых» специальностей с нуля, а скорее модернизирует существующие, фокусируясь на практических навыках, востребованных якорными работодателями. Программа корректирует образовательные программы, добавляя новые модули, обновляя материально-техническую базу и внедряя современные технологии обучения.
Так, например, строительство Агрокванториума в Корочанском сельскохозяйственном техникуме, который является амбассадором проекта «Профессионалитет», позволит вести обучение студентов по принципиально современным специальностям аграрной отрасли: агробот, инженер интеллектуальных энергосистем и другие. Эти специалисты смогут внедрять и управлять новыми цифровыми технологиями в отрасли сельского хозяйства.
– Они формируют запросы на необходимые компетенции будущих специалистов и участвуют в разработке образовательных программ. Предоставляют свои площадки для проведения практического обучения студентов: стажировки, мастер-классы, производственная практика. Инвестируют средства в модернизацию материально-технической базы колледжей, создавая современные лаборатории и мастерские, оснащенные оборудованием, аналогичным тому, которое используется на производстве. Гарантируют трудоустройство выпускников, предоставляя целевые места. Участвуют в повышении квалификации преподавателей колледжей, делясь своим опытом и знаниями о современных технологиях.
– Нет, воспитательная работа не уходит из системы СПО. «Профессионалитет» стремится к интеграции воспитательной и профессиональной составляющих образовательного процесса. Воспитание таких качеств, как гражданская ответственность, патриотизм, трудовая этика, остаются важной частью подготовки специалиста.
– Федеральный проект «Профессионалитет» существенно снижает риск неправильного выбора профессии благодаря комплексу мер, направленных на раннюю профориентацию и погружение в будущую специальность. Уже со школьной скамьи, а в некоторых случаях даже с дошкольного возраста, дети знакомятся с миром профессий. Предпрофильная профориентация в рамках проекта включает в себя:
– знакомство с предприятиями-партнерами: экскурсии на производство, встречи с представителями компаний, мастер-классы от опытных специалистов позволяют ребятам увидеть реальную рабочую обстановку, понять специфику профессии и оценить свои возможности.
– разнообразные мероприятия. Проект предлагает широкий спектр мероприятий, адаптированных для разных возрастных групп, – от интерактивных игр для дошкольников до специализированных лекций и практикумов для старшеклассников.
– производственную практику: студенты получают возможность применить полученные знания на практике, работая на реальном производстве под руководством опытных наставников. Это помогает им углубить свои профессиональные навыки, адаптироваться к рабочей среде и окончательно определиться с выбором профессии.
– дальнейшее трудоустройство. «Профессионалитет» нацелен на подготовку кадров, востребованных на рынке труда. Благодаря тесному сотрудничеству с предприятиями-партнерами, студенты получают возможность трудоустройства по выбранной специальности уже после окончания обучения.
Таким образом, «Профессионалитет» создает все условия для того, чтобы выбор профессии был осознанным и соответствовал интересам и способностям студента, максимально снижая вероятность разочарования в будущем.
– В Белгородской области проект «Профессионалитет» уже успешно реализуется в таких важных отраслях, как сельское хозяйство, клиническая и профилактическая медицина, горнодобывающая промышленность и педагогика. В планах дальнейшего развития проекта — расширение и на другие перспективные отрасли, включая машиностроение, металлургия, строительство, сферу услуг. Создание новых кластеров в этих направлениях будет зависеть от потребностей региональной экономики и стратегии развития федерального проекта.