Главные новинки школьного года обсудили на совете экспертов в редакции "РГ"
Этот учебный год для российских школ - не просто очередной, а новый по-настоящему.
Изменения в нагрузке на учителей и школьников, особые требования к домашним заданиям и планированию уроков, пилотный проект по выставлению оценок за поведение и многое другое. Большинство новинок определяет приказ Минпросвещения № 704, который вступил в силу 1 сентября 2025 года. У родителей и учителей - масса вопросов.
Кто и как будет следить за временем, которое школьники тратят на выполнение "домашки"? Что такое единое образовательное пространство? Чего ждать от эксперимента по введению оценок за поведение?
Об этом в редакции "Российской газеты" мы поговорили с экспертами - непосредственными разработчиками многих новых норм.
Тема, от которой не первый месяц всех потрясывает, - домашние задания. Глава Минпросвещения уже высказался: отменять домашку нельзя. Дети, конечно, надеялись… Но обещают: домашних заданий станет меньше. Каким образом?
Оксана Адамовская, ученый секретарь Института развития, здоровья и адаптации ребенка: Домашняя работа - это закрепление материала, его повторение, углубление знаний. Поэтому, конечно, отменять ее нельзя. Но можно предлагать разные форматы: не только задания из учебника, но и творческие работы, проекты, исследования…
…Которые будут делать, конечно, родители…
Оксана Адамовская: Понимаю вас. Мамы и папы действительно жалуются, что дети перегружены разными проектами, особенно в начальной школе, и вся нагрузка в подготовке этих проектов переходит на родителей. Ведь в началке дети не умеют еще толком использовать компьютер, находить нужные материалы и т.д. Но, так или иначе, домашняя работа способствует развитию учебной самостоятельности. Это важный навык. У нас в документах регламентирована продолжительность выполнения домашнего задания именно для того, чтобы не было перегрузки. И учитель должен подобрать такой объем домашнего задания, чтобы ребенок выполнял его в первом классе не более часа, а в старших классах - не более 3,5 часа.
Откуда учителю знать, сколько времени каждый ребенок тратит на выполнение домашней работы?
Оксана Адамовская: История сложная. Потому что мы понимаем: все дети, конечно, разные, и этого нельзя не учитывать.
- Как и то, что после школы ребенку нужно отдохнуть, желательно сходить погулять. И только потом садиться за уроки. Как показывают физиологические исследования, основной подъем умственной работоспособности у детей выпадает на вторую половину дня. То есть это промежуток между 15 и 18 часами. Это идеальное время для выполнения "дз".
Отменять домашнее задание нельзя. Но можно предлагать разные форматы: не только задачи из учебника, но и творческие работы, проекты, исследования
Мы проводили мониторинг: разброс по времени выполнения домашней работы огромный. Есть дети, с которыми домашку делают родители: мама рядом сидит, активно участвует, помогает, поясняет. И ребенок уроки делает быстро, укладывается в нормы. А кто-то сидит - одним глазом в телефон, другим в телевизор и только потом - в учебник. Конечно, есть дети, которые даже без отвлекающих моментов работают долго, не все могут работать самостоятельно - где-то объективно нужна помощь родителей. Поэтому сейчас идет работа по определению уже не времени выполнения, а объемов заданий на дом. Это, надеемся, поможет учителю задавать столько домашки, чтобы ребенок уложился во все нормативы.
У меня двое детей - 4-й и 6-й классы. Читаю: 4-й класс - не более 2 часов, 6-й - не более 2,5 часа на дз. Мне нужно теперь ставить таймер и следить, чтобы дети укладывались в эти рамки?
Оксана Адамовская: Следить надо за тем в первую очередь, чтобы дети не делали уроки два часа без перерыва. Обязательно нужны пятиминутки отдыха между заданиями. И хорошо бы в это время позаниматься чем-то динамическим: походить, попрыгать. И за временем следить тоже не помешает - хотя бы уже для того, чтобы потом помочь нам в мониторинге. И школам не помешает такие внутренние опросы проводить.
Сегодня каждый учитель задает домашнее задание без оглядки на коллег. Нет такого педагога, который бы зашел в электронный журнал и просуммировал бы все домашнее задание на следующий день, оценив время, которое ребенок примерно потратит на подготовку. Если на завтра стоят подготовка проекта, доклад, стихотворение наизусть, пять упражнений по математике и три упражнения по русскому, конечно, в два часа никто не уложится.
Ещё больше информации в публикации