В августе 2025 года специалисты департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области нанесли профилактические визиты в 20 дошкольных образовательных организаций Красногвардейского и Белгородского районов. Основанием для визитов явилась инициатива контролируемых лиц. Все визиты проведены по месту осуществления их деятельности. В связи с этим были заданы несколько вопросов Дине Николаевне Пеньковой, заместителю начальника отдела федерального государственного контроля (надзора) департамента по контролю и надзору в сфере образования.
Какие профилактические визиты совершать легче: по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи?
Профилактические визиты по месту осуществления деятельности контролируемого лица совершать легче. Волнение руководителя образовательной организации перед беседой с сотрудником министерства образования Белгородской области – естественная реакция. Преодолеть социальную тревожность помогают правильный настрой во время проведения профилактического визита по месту осуществления деятельности контролируемого лица, а также правила невербальной коммуникации. При встрече с участниками профилактического визита легче создать атмосферу доброжелательности и открытости, выстраивать психологически комфортный диалог, сформировать фундамент для дальнейшего взаимодействия.
А какие профилактические визиты эффективнее?
Каждая образовательная организация уникальна, а подходы к общению с участниками профилактического визита должны учитывать её индивидуальные особенности. Профилактические визиты по месту осуществления деятельности контролируемого лица эффективнее.
Как Вы определяете состав участников профилактической беседы? Кого предпочитаете видеть среди участников?
Для участия в проведении профилактического визита приглашаю руководителя образовательной организации, а также заместителя руководителя, специалистов службы сопровождения (при наличии).
Все дошкольные образовательные организации Красногвардейского и Белгородского районов, куда нанесены профилактические визиты, относятся к категории низкого риска. Как этот фактор учитывался Вами при подготовке и проведении профилактических визитов? Законодательство предусматривает, что в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о рекомендуемых способах снижения категории риска. Как преодолеть мнение о нецелесообразности профилактического визита, если образовательная организация отнесена к категории низкого риска?
При подготовке и проведении профилактических визитов анализировались данные из разработанного нами и применяемого Паспорта дошкольной образовательной организации, а также сведения, полученные в ходе беседы, затем определялись «зоны риска» возможных нарушений требований законодательства в сфере образования, на примерах рассматривались случаи, которые приводят к нарушениям обязательных требований законодательства в сфере образования. Таким образом, участники профилактического визита мотивируются к соблюдению обязательных требований законодательства.
На что обращаете внимание при ознакомлении с объектом контроля?
При ознакомлении с объектом контроля обращаю внимание на соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
- кадровым;
- материально-техническим;
- развивающей предметно-пространственной среде;
- безопасным.
Поделитесь мыслями о подходах к содержательному наполнению профилактической беседы. Что нужно, чтобы информирование об обязательных требованиях воспринималось с интересом? Расскажите о том, как Вы в ходе профилактической беседы мотивируете её участников на активный диалог?
Использую серию вопросов, делюсь своим опытом, что позволяет поддерживать динамику беседы, стимулирует участников профилактического визита к развёрнутым ответам. Такой подход создаёт атмосферу взаимного интереса.
Как Вы осуществляете в ходе профилактического визита сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категории риска?
В ходе профилактического визита сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категории риска, осуществляется путём анализа данных из Паспорта дошкольной образовательной организации, а также сведений, полученных в ходе профилактической беседы.
Осуществлялось ли в ходе профилактических визитов консультирование в виде устных разъяснений? По каким вопросам?
В ходе профилактического визита проводилось консультирование в виде устных разъяснений по вопросам:
- о типовых нарушениях обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
- об изменениях в законодательстве Российской Федерации в сфере образования;
- о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса;
- о реализации полномочий в рамках исполнения Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
- о порядке организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ;
- о перечне документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ.
Что Вас удовлетворило в ходе профилактических визитов? Что определяет меру удовлетворённости?
Мера удовлетворённости определялась совпадением ожиданий и реальных результатов от проведённых профилактических визитов.
Что из практики проведения профилактических визитов в Красногвардейском и Белгородском районах будете использовать впоследствии?
Использованные приёмы коммуникации оставляют приятное впечатление у участников профилактического визита и открывают возможности для будущих профилактических визитов.
Вопросы подготовил Николай Рухленко