Приказ Минпросвещения РФ № 704 от 09.10.2024 года устанавливает изменения в федеральные образовательные программы, включая синхронизацию с ГИА, ограничение доли оценочных процедур в общем учебном времени, утверждение перечней требований к результатам, а также корректировку объёма аудиторной работы и поурочное планирование.
Этот приказ вступил в силу с 1 сентября 2025 года.
Обсуждаем содержание документа с экспертами.
Сегодня на вопросы отвечает Наталья Егоровна Мухартова, заместитель директора Гимназии №22 города Белгорода.
– Какие положительные стороны вы видите в ограничениях по времени на проведение оценочных процедур? Как это повлияет на вашу работу и обучение учеников?
– Ограничение контрольной процедуры по времени является здоровьесберегающим фактором для учащихся и позволяет эффективно чередовать уроки контроля и уроки открытия новых знаний в течение учебного дня и учебной недели.
Далее: у учащихся формируются важные умения – работать во времени, распределять ресурсы на выполнение заданий, планировать свое время при выполнении заданий различной сложности в рамках одной контрольной работы, таким образом достигаются метапредметные результаты обучения
И серьезным плюсом является уточнение о том, что практическая работа является формой учебного процесса и не является формой контроля. А регламентация времени на ее проведение (1 урок) позволяет реально отработать практические умения у ребенка по отдельным предметам.
– Есть ли у вас опасения, что новые правила снизят объективность оценки знаний учащихся? Или, наоборот, считаете ли вы, что такая мера повысит эффективность образовательного процесса?
– Уверены, что новые правила будут способствовать повышению качества образовательного процесса. Четкая регламентация образовательной деятельности, наличие прозрачных критериев, понятные временные рамки позволяют определять ученику последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план и последовательности действий при выполнении работы, что содействуют развитию способности к мобилизации сил и энергии, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
– Что именно изменится в вашей повседневной работе с введением новых норм по распределению учебного времени? Будете ли вы менять подходы к проведению уроков или вводу нового материала?
– Педагоги смогут ориентироваться на готовые программы, которые регламентируют содержание и объём занятий для каждого класса.
На проведение контрольных и проверочных работ (в том числе ВПР) теперь будет отводиться не более 10% от общего учебного времени по каждому предмету. Таким образом, определение времени, которое отводится на выполнении контрольных работ снизит нагрузку в том числе и эмоциональную и будет содействовать повышению познавательной активности ребенка.
– Достаточно ли подробны разъяснения и методические рекомендации, предоставляемые Министерством просвещения, чтобы понимать суть изменений? И насколько удобно пользоваться этими материалами?
– Разъяснения и методические рекомендации Министерства просвещения России достаточно подробные, так как в них представлены нормативно-правовые документы, регулирующие организацию образовательной деятельности, сведения об изменениях в федеральных образовательных программах, системе оценивания и ответы на распространённые вопросы по преподаванию различных предметов.
– Какой самый важный аспект новых изменений, по вашему мнению, необходим для улучшения школьного образования? Возможно, вам кажется важным какой-то другой элемент реформы, кроме предложенных ограничений по оценкам?
– Самый важный аспект изменений – это создание единого образовательного пространства на территории РФ через единые образовательные программы (в том числе непосредственного применения), единое поурочное планирование.
Вторым важнейшим изменением мы видим включение кодификатора проверяемых предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы в ФООП.
Вопросы задавала Тамара Леонидовна Проскурина