Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 02 Сен 2025 16:10

О профилактических визитах размышляет Валентина Букреева

Валентина Букреева, консультант отдела федерального государственного контроля (надзора) департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования области, ответила на ряд вопросов, связанных с проведением профилактических визитов. Приводим вопросы и ответы.

Какие профилактические визиты совершать легче: по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путём использования видео-конференц-связи? А какие профилактические визиты эффективнее?

Нельзя однозначно сказать, какие профилактические визиты легче: по месту осуществления деятельности контролируемого лица или путём использования видео-конференц-связи.

Однако я считаю, что наиболее эффективны визиты с выездом на место, так как они позволяют воочию познакомиться с функционированием организации, пообщаться «глаза в глаза».

Проведение профилактических визитов по месту осуществления деятельности позволяет провести более качественное информирование
с учётом вида деятельности, расположения объекта.

В департаменте по контролю и надзору в сфере образования разработан паспорт образовательной организации, который содержит информацию о ресурсной базе, кадрах, обучающихся, содержании образования, поэтому профилактические визиты с использованием видео-конференц-связи позволяют также ознакомиться с объектом контроля, собрать необходимые сведения и оценить уровень соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Использование видео-конференц-связи в профилактических визитах оправдано с учётом оперативной обстановки в настоящее время.

В целом профилактический визит, независимо от формы его проведения, считается одним из эффективных инструментов превентивных мер по выявлению и недопущению нарушений.

Как Вы определяете состав участников профилактической беседы? Кого предпочитаете видеть среди участников?

При определении состава участников профилактической беседы учитываю правовое положение образовательной организации, а также цели проведения мероприятия.

Считаю, что участники профилактической беседы должны обладать достаточной компетентностью для обсуждения заявленных вопросов.

Как Вами учитывается при подготовке и проведении профилактических визитов тот факт, если учреждения отнесены
к категории низкого риска?

При проведении профилактических визитов в отношении образовательных организаций, относящихся к категории низкого риска, учитываю мероприятия, которые были проведены ранее в отношении организации (предостережения, обращения и т.д.). Рекомендую учреждению, как сохранить категорию низкого риска.

Кроме того, информирую учреждение об изменениях законодательства
об образовании в Российской Федерации. В ходе проведения профилактического визита консультирую по вопросам, обозначенным учреждением.

Законодательство предусматривает, что в ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется о рекомендуемых способах снижения категории риска. Как преодолеть мнение о нецелесообразности профилактического визита, если образовательная организация отнесена к категории низкого риска?

Главная цель профилактического визита - помочь контролируемому лицу соблюдать обязательные требования. В ходе проведения профилактического визита мы можем провести оценку безопасности объекта контроля, выдать персональные рекомендации, а также ответить на все возникшие вопросы. Важно подчеркнуть, что профилактический визит - это не проверка, а мероприятие, которое помогает избежать возможных проблем и нарушений, связанных с соблюдением требований.

Поделитесь мыслями о подходах к содержательному наполнению профилактической беседы. Что нужно, чтобы информирование об обязательных требованиях воспринималось с интересом?

Профилактическая беседа должна быть конкретной, убедительной, опираться на бесспорные аргументы и доводы. Она не должна быть абстрактной, построенной на общих призывах к законопослушному поведению.

Выделяю для себя следующие несколько подходов к содержательному наполнению профилактической беседы, чтобы сделать информирование
об обязательных требованиях интересным:

- использовать примеры из реальной жизни (в ходе беседы можно убедить слушателей в необходимости соблюдать нормы и правила, рассказать
о последствиях нарушения закона);

- организовать диалог, а не монолог (важно проявлять заинтересованность, расположение к собеседникам и внимательность
к противоположной точке зрения);

- определить уровень информированности слушателей (для этого можно задать вопросы по степени их усложнения, предоставив возможность ответить наиболее подготовленным участникам беседы);

- объяснить необходимость и полезность информации (нужно обосновать цель беседы и объяснить, почему важно воспринимать изложенные требования).

На что обращаете внимание при ознакомлении с объектом контроля?

При ознакомлении с объектом контроля обращаю внимание на информацию, находящуюся в расположении департамента, а именно:

- проверки плановые/внеплановые;

- выданные предписания;

- тематика объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;

- наличие постановлений о назначении административного наказания контролируемому лицу за совершение административного правонарушения в сфере образования, в том числе территориальными прокуратурами Белгородской области;

- наличие обращений.

Важное значение имеет ознакомление с информацией, изложенной в Паспорте образовательной организации.

Расскажите о том, как Вы в ходе профилактической беседы мотивируете её участников на активный диалог?

Чтобы мотивировать участников профилактической беседы на активный диалог, можно использовать следующие приёмы:

- объявить тему беседы и настроить участников на разговор (цель и тема разговора должны быть интересны и важны всем);

- использовать вопросы, которые побуждают к размышлению (с их помощью участники включаются в контекст беседы);

- обеспечить обратную связь;

- показать уверенность в том, что участники будут действовать в соответствии с предложенными нормами и правилами. При этом можно рассказать, какие последствия ожидают тех, кто будет вести себя правильно, и тех, кто не пожелает вести себя так, как надо.

Как Вы осуществляете в ходе профилактического визита сбор сведений, необходимых для отнесения объекта контроля к категории риска?

В ходе проведения профилактического визита вместе с ее участниками анализирую результаты предыдущих проверок, объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Учитываю факты наличия обращений граждан, административных наказаний в сфере образования.

Провожу беседы с руководителями учреждений, заместителями руководителя, педагогическими работниками.

 

Осуществлялось ли в ходе профилактических визитов консультирование в виде устных разъяснений? По каким вопросам?

Консультирование осуществляю по вопросам, связанным
с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора),
а также по темам, обозначенным учреждением.

Что Вас удовлетворило в ходе профилактических визитов? Что определяет меру удовлетворённости?

Для меня мера удовлетворённости профилактическим визитом может определяться разными факторами, среди них:

- качество оказанных услуг (контролируемое лицо имеет право оценить профессионализм инспектора и эффективность мероприятия через портал федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»);

- доходчивость и конкретность информации (важно, чтобы контролируемые лица получали необходимые сведения в удобном формате);

- возможность получить ответы на интересующие вопросы;

- направленность визита на недопущение нарушений, а не на обеспечение «карательных» мер.

Что не удовлетворило? Что определяет меру неудовлетворённости?

Одна из возможных причин - безучастность второй стороны во время диалога. Отсутствие ответов на интересующие вопросы, в частности, если они не связаны с деятельностью, по которой проводится профилактический визит.

Что из практики проведения профилактических визитов как правило чаще всего используете впоследствии?

В первую очередь представлять информацию понятным языком, избегать сложных терминов.

Во-вторых, сообщать о самых часто нарушаемых требованиях, применимых к объекту контроля, и давать рекомендации по их соблюдению.

В-третьих, предоставлять ссылки на ресурсы, где размещена информация по соблюдению обязательных требований и другие материалы.

 

Вопросы подготовил Николай Рухленко


Дата последнего изменения: 02 Сен 2025 16:14