Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 24 Апр 2025 13:18

Перспективные направления экологических проектов школьников в контексте сохранения водных ресурсов Белгородской области

23 апреля 2025 года на базе Института наук о Земле Белгородского государственного национально - исследовательского университета проведен областной практико-ориентированный семинар «Перспективные направления экологических проектов школьников в контексте сохранения водных ресурсов Белгородской области» (далее – семинар).

В семинаре в качестве слушателей приняли участие более 45 человек – педагогические работники образовательных организаций области, руководители и методисты организаций дополнительного образования эколого-биологического профиля, ответственные за координацию работ по экологическому образованию и воспитанию.

Спикерами семинара выступили исследователи разных направлений естественнонаучного знания – профессорско-преподавательский коллектив кафедр природопользования и земельного кадастра, географии, геоэкологии и безопасности жизнедеятельности Института наук о Земле НИУ «БелГУ», начальник отдела гидрометеорологии Белгородского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, лидер молодежного водного сообщества Белгородской области, председатель молодежного жюри Российского открытого молодежного Водного конкурса.

Целью семинара стало сопровождение и поддержка педагогов, осуществляющих тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности обучающихся в области охраны, восстановления и рационального использования водных ресурсов, содействие эффективной подготовке проектов школьников к конкурсу в 2025 году.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Давыдова Наталья Геннадьевна, директор АНО «Института консалтинга экологических проектов», кандидат технических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, почетный работник водного хозяйства РФ, руководитель Российского открытого молодежного водного конкурса. Она отметила значимость проводимого семинара, стремление к тому, чтобы подрастающее поколение не только понимало важность бережного отношения к окружающей среде, но и находило новые, креативные решения проблем экологии водных ресурсов региона и пожелала плодотворной работы.

Пленарное заседание семинара открыла О.Ф. Боброва, заведующий методическим отделом Белгородского областного детского эколого-биологического центра. Она отметила, что в современном мире способность занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающему миру и к себе самому – решающее условие для сохранения своей индивидуальности, возможности стать личностью в наше непростое время. Замечательную возможность сделать первые шаги в сфере научной деятельности дает проводимый Центром региональный этап региональный этап Российского открытого молодежного водного конкурса.

Программа семинара была насыщенной и включала в себя богатый теоретический, методический и информационный материал, разнообразные формы работы: открытая лекция «Водные проекты школьников в контексте сохранения водных ресурсов Белгородской области – слагаемые успеха»; мастер-классы «Экологическая реабилитация рек Белгородской области: опыт проекта «Наши реки». Что могут сделать школьники», «Методы и средства гидрометеорологических измерений», «Перспективные методики изучения родников»; презентация «Водные проекты Русского географического общества: природное и культурное наследие», сообщения «Погружение в профессию со школьной скамьи – обучение экологов в НИУ «БелГУ», «Молодёжное водное сообщество Белгородской области», «Образовательный ресурс: методические и информационные материалы»; практическая работа «Гидрологические наблюдения и измерения расхода воды». Тематика семинара вызвала живой отклик участников, спикерам было задано много вопросов, затрагивающих практическую сторону выполнения проектов.

На семинаре обсуждалась важная и актуальная проблема по эффективному вовлечению школьников в проектно-исследовательскую деятельность по охране и восстановлению водных ресурсов Белгородской области, вопросы повышения качества выполняемых работ и привлечения к конкурсу новых участников, проведен анализ основных затруднений школьников, возникающих при подготовке проектно- исследовательских работ, участвовавших в конкурсе в 2022 -2024 г.г.

Методическая направленность семинара подразумевала передачу разработанных методических приемов и путей решения той или иной задачи: прозвучали теоретические и практические аспекты методологии при подготовке проектов на конкурс, выдвинуты новые подходы в проведении экспериментальных исследований, выборе объектов исследования, а также предложены возможные темы для работы школьников по изучению водных объектов и их охране. Особое внимание было уделено структурной логике проектов, грамотной формулировке целей и задач, а также построению реалистичного плана действий.

По итогам семинара проведен практикум по гидрологическим наблюдениям и измерению расхода воды, на котором были заданы актуальные вопросы спикеру мероприятия и получены ответы в соответствии с современным развитием климатологии.

Таким образом, семинар стал не только образовательной, но и своеобразной диалоговой площадкой между руководителями проектно-исследовательских работ и экспертами по обсуждению, как положительного опыта представления результатов их деятельности с детьми, так и определения проблем в осуществлении этой деятельности.

 


Дата последнего изменения: 25 Апр 2025 13:19