Приказ Минпросвещения РФ № 704 от 09.10.2024 года устанавливает изменения в федеральные образовательные программы, включая синхронизацию с ГИА, ограничение доли оценочных процедур в общем учебном времени, утверждение перечней требований к результатам, а также корректировку объёма аудиторной работы и поурочное планирование. Этот приказ вступил в силу с 1 сентября 2025 года.
- Какие положительные стороны вы видите в ограничениях по времени на проведение оценочных процедур? Например, как это повлияет на вашу работу и обучение учеников?
- Любой вид контрольной работы: тестирование, комплексная контрольная работа – вызывает у обучающихся беспокойство, волнение, а порой и стресс. Поэтому ограничения по времени на проведение оценочных процедур помогут ученику справиться с эмоциями. Отсутствие перегрузок будет способствовать эффективности обучения. А если контрольные работы планировать проводить в середине учебной недели, когда умственная активность учащихся наиболее высока, то и динамика будет положительная.
Для учителя данное нововведения может означать следующее: работая с коллегами-предметниками, необходимо будет корректировать рабочие программы, перераспределять количество часов на изучение тем, чтобы тематические контрольные работы не совпадали.
- Есть ли у вас опасения, что новые правила снизят объективность оценки знаний учащихся? Или, наоборот, считаете ли вы, что такая мера повысит эффективность образовательного процесса?
- Опасений нет. Наоборот, такая мера повысит эффективность образовательного процесса. Выставляя обучающемуся отметку, учитель должен думать о том, станет ли оценка мотивирующим рычагом. Что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, будет ли оценка стимулировать его к работе или оставит равнодушным. Сегодня именно в этом заключается объективность и справедливость отметки. Более того, обязательно каждый ученик должен иметь информацию о критериях оценивания, что поможет ему анализировать собственный результат, определить свои сильные стороны и зоны роста. Изменения системы оценивания в школе будут адекватными направлениям модернизации образования, если оценивание будет рассматриваться не только как средство контроля достижения учебных результатов, но и как одно из педагогических средств реализации целей образования.
- Что именно изменится в вашей повседневной работе с введением новых норм по распределению учебного времени? Будете ли вы менять подходы к проведению уроков или вводу нового материала?
- Безусловно, с введением новых норм по распределению учебного времени, ограничения числа контрольных и проверочных работ снизится нагрузка, а значит, появится время для эффективной подготовки к урокам, консультациям, организации проектных работ, и для саморазвития. Будет снижен уровень профессионального выгорания.
- Достаточно ли подробны разъяснения и методические рекомендации, предоставляемые Министерством просвещения, чтобы понимать суть изменений? И насколько удобно пользоваться этими материалами?
- Методические рекомендации, предоставляемые Министерством просвещения, помогают учителю понять суть изменений, выстроить четкую последовательность норм, которые были скорректированы. Кроме того, в документах даны рекомендации по организации учебного процесса с учетом изменений. Для учителя методические рекомендации стали незаменимым помощником, позволяющим быстрее адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности. И очень важно, что использование единых стандартов и подходов обеспечивает равные условия для всех обучающихся, способствуя повышению уровня образования.
- Какой самый важный аспект новых изменений, по вашему мнению, необходим для улучшения школьного образования? Возможно, вам кажется важным какой-то другой элемент реформы, кроме предложенных ограничений по оценкам?
- Современная школа диктует кардинальные изменения в программе обучения, методах преподавания, внедрении цифровых технологий и подготовки учителей. Эти аспекты взаимосвязаны, так как корректировка в программе и методах требуют адаптации педагогов. Внедрение цифровых технологий – повышение квалификации учителей.
Учебные программы должны адаптироваться под уникальные потребности и способности каждого ученика. Использование активных методов, таких как групповая работа, работа в парах, взаимообучение – способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.
Участие в проектной деятельности и решение практических задач развивают коммуникационные навыки и творческое мышление.
Вопросы задавала Тамара Леонидовна Проскурина