17 октября 2025 года на базе Института наук о Земле Белгородского государственного национально - исследовательского университета проведен областной методический семинар «Региональные геологические исследования школьников: методика и практика, специфика выполнения научно-исследовательских работ» (далее – семинар), участниками которого стали более 35 человек – педагогические работники образовательных организаций области, руководители и методисты организаций дополнительного образования эколого-биологического профиля, ответственные за координацию работ по экологическому образованию и воспитанию.
Целью семинара стало формирование компетенций педагогических работников по организации проведения исследований в области геологических дисциплин.
Высокий уровень организации и проведения мероприятия был обеспечен заинтересованным и конструктивным подходом дирекции Института наук о Земле НИУ «БелГУ» и профессорско-преподавательского коллектива кафедр природопользования и земельного кадастра, прикладной геологии и горного дела, выступивших спикерами семинара и продемонстрировавших профессионализм и креативный подход в проведении цикла лекций, презентаций и экскурсий.
С приветственным словом к участникам обратилась Нарожняя Анастасия Григорьевна, ответственная за реализацию научной и инновационной политики Института наук о Земле НИУ «БелГУ», кандидат географических наук. Она отметила значимость проводимого мероприятия, стремление к тому, чтобы подрастающее поколение не только понимало важность бережного отношения к природным ресурсам, геологическим процессам и их экологическим следствиям, но и осознавало жизненно важную роль геологического образования для экономики и социального развития региона и пожелала участникам плодотворной работы.
Пленарное заседание открыла О.Ф. Боброва, заведующий методическим отделом Белгородского областного детского эколого-биологического центра. Она отметила, что идея проведения возникла не случайно, четырехлетний период проведения номинации «Палеонтология, минералогия и петрография» Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды выявил полное отсутствие интереса, востребованности и актуальности исследования по данному направлению, что послужило основанием и логичным шагом для организации мероприятия.
Ведущими докладчиками и экспертами на семинаре выступили профессорско-преподавательский коллектив кафедр природопользования и земельного кадастра, прикладной геологии и горного дела Института наук о Земле – Голеусов П.В., доктор географических наук, профессор, Донецкий С.В., кандидат технических наук, Овчинников А.В., кандидат технических наук, Соловьев А.Б., кандидат географических наук, Липницкая Т.А., старший преподаватель, Вереитин Н.А., студент 4 курса, а также Рындина Е.С., учитель географии МОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области».
В рамках обзорной лекции участники были ознакомлены с деятельностью Института наук о Земле и кафедры прикладной геологии и горного дела, по каким направлениям подготовки можно пройти обучение на кафедре, какие квалификации получают выпускники и в каких сферах, и на каких ведущих предприятиях они могут быть востребованы.
Методическая направленность семинара подразумевала передачу разработанных методических приемов и путей решения той или иной задачи в геоэкологических исследованиях: участники познакомились с современными требованиями к физико-географической характеристике района исследования, методиками полевых и лабораторных геологических исследований, адаптированные для школьников.
На семинаре обсуждалась важная и актуальная проблема по эффективному вовлечению школьников в исследовательскую деятельность по палеонтологии, презентовался опыт по темам «Образовательный потенциал учебно-выставочного центра «Геолого-минералогический музей им. А.Н. Петина НИУ «БелГУ»: из опыта руководства исследовательскими работами школьников по палеонтологии» и «Специфика выполнения исследовательских работ по палеонтологии как направления деятельности с одарёнными обучающимися».
Особое внимание было привлечено к тематике исследовательских работ школьников геологической направленности в регионах России и Белгородской области: о существующих и предполагаемых направлениях научных исследований в данной сфере, ознакомлены с методическими подходами к организации и проведению работ геологической тематики на основе региональных данных теоретических и полевых исследований. Данные материалы в полной мере отражают проблематику геологического исследования школьниками наиболее актуальных трендов и направлений геологического изучения своей области.
По итогам семинара проведены обзорная экскурсия по УВЦ «Геолого-минералогический музей им. А.Н. Петина НИУ «БелГУ» и тематическая – на «Учебный полигон «Шахта» - технологии виртуальной реальности».
Тематика семинара вызвала живой отклик участников, спикерам было задано много вопросов, затрагивающих практическую сторону выполнения исследовательских работ в направлении геология.
Таким образом, семинар показал себя удобной формой деловой площадки для обсуждения актуальных проблем состояния геологического образования в регионе. Отмечено, что геология имеет все основания занимать достойное место в образовательном процессе, так как она способствует формированию научного мировоззрения, осознанию взаимосвязи наук, повышению экологической грамотности, осознанному выбору специального образования. Отвечая за обеспечение общества минеральными ресурсами, она имеет исключительное практическое значение.
При подведении итогов было отмечено, что сегодня геологической составляющей образования уделяется незаслуженно малое внимание, элементы геологических знаний изучаются на уроках географии, отдельные данные даются на занятиях по биологии и химии, но это только фрагментарные знания о науках геологи, что лишает школьников комплексного знания о мире. Восполнить этот дефект базового образования призвана система дополнительного естественнонаучного образования, которая имеет широкие возможности и рассматривает исследовательскую деятельность детей как основу успешного образовательного процесса в предметном ознакомлении с профессией, приобщении школьников к научным методам восприятия окружающего мира.