Министерство образования Белгородской области

Официальный сайт министерства образования Белгородской области
 07 Май 2024 16:16

Жигайловская школа: мысли за рамками повестки совещания

Когда в феврале этого года мы в департаменте по контролю и надзору в сфере образования начали разговор о проведении заседания переговорной площадки с руководителями муниципальных органов управления образованием и директорами государственных образовательных организаций, на котором собирались обсудить проблемы лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательной деятельности, аккредитационного мониторинга, подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, то встал вопрос о месте мероприятия. Городские школы уже не раз становились базами проведения региональной переговорной площадки, и, естественно, возникла мысль провести её в сельской школе.

Посовещавшись, определились, что это будет Корочанский район. Звоню Крештель Галине Ивановне, начальнику управления образования, и предлагаю принять переговорную площадку. Мы оба, конечно, понимаем, насколько это ответственно и хлопотно, в то же время это возможность продемонстрировать свои наработки, заявить о своём актуальном опыте. Галина Ивановна не медля сразу согласилась. Ведём разговор дальше: в какой школе лучше это сделать. Галина Ивановна говорит, что вариантов несколько и на это способна не одна школа, и стала их перечислять. Чувствую, что по ходу разговора она взвешивает все «за» и «против». А потом сделала небольшую паузу и однозначно как-то произнесла, что предпочтение всё-таки отдаёт Жигайловской средней школе, потому что школа капитально отремонтирована, интересно оформлена, есть дошкольная группа, школа хорошо учит и воспитывает детей, в ней сильный директор и замечательный, сплочённый, работоспособный педагогический коллектив. В пользу Жигайловки было приведено ещё несколько доводов. Всё было решено, Жигайловка так Жигайловка. В силу своей профессиональной деятельности много поездил по области, побывал в большинстве образовательных организаций, а вот Жигайловскую школу посетить не удалось.

Перед любым ответственным мероприятием лично делаю в учреждение предварительный выезд, причём заранее не предупреждаю. Такой визит всё расставляет на свои места, становится понятно, насколько в учреждении всё стабильно, надёжно, нестабильность сразу проявится, суета, страх и паника всё выдадут. Мой выезд пришёлся на 15 февраля. В этот день отмечалось Сретение Господне. Также 15 февраля – это День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. В честь памятной даты в школе проходило торжественное мероприятие. Актовый зал уже был подготовлен, на столе лежали живые гвоздики, стояли портреты выпускников школы, которые погибли при исполнении служебного долга, школа была в ожидании почётных гостей. А ещё в этот день был страшный обстрел Белгорода, погибли мирные жители, здания получили серьёзные повреждения. Об обстреле узнал, уже будучи в Жигайловке, позвонила жена. Ко мне подходили работники школы и выражали искреннее сочувствие.

В школе всё шло чётко по расписанию, были уроки. О каждом педагоге директор Спивак Лидия Николаевна рассказывала с гордостью, перечисляя качества, делающие его личностью, индивидуальностью. Абсолютно о каждом были сказаны добрые, тёплые слова. И оказалось, что каждый педагог обладает своим почерком, стилем, даром. А мне подумалось, что директор умеет разглядеть, заметить в каждом коллеге то внутреннее сильное ядро, которое развивает, доводя до совершенства, а человеческие слабости на этом фоне становятся незаметными. Из 13 школьных учителей 10 выпускники этой школы. А педагогический стаж Лисицкой Любови Петровны, учителя химии и биологии, выпускницы данной школы, 57 лет, 55 из них она трудится в родной школе. Её по праву в школе считают наставником. Директор подчеркнула, что Любовь Петровна идёт в ногу со временем, хорошо владеет компьютером, использует IT-технологии.

Жигайловская школа в полной мере погружена в современные реалии, это внеурочная деятельность «Разговоры о важном», еженедельные занятия по профориентации «Россия – мои горизонты», олимпиадное и конкурсное движение, волонтёрство, функциональная грамотность, новый учебник по истории, ФГИС «Моя школа», трудовое воспитание, «Большая перемена», «Движение первых», дополнительное образование, музейная педагогика и многое другое.

Походив по школе, пообщавшись с детьми и педагогами, понаблюдав за происходящим, понял, что Жигайловская школа гораздо больше, чем школа. Это явление, культурное, социальное, потому что во многом определяет жизнь села, если не определяет, то существенно влияет на эту жизнь. В школе 62 ученика и 17 дошкольников. Через судьбу каждого учителя, жителя, биографию каждого ребёнка и выпускника сразу становятся наглядными все существующие противоречия, проблемы, ценности. Здесь каждый ребёнок на виду, школа знает всё о его семейном благополучии и неблагополучии, преодолевая семейный негатив, педагоги лепят, ваяют, формируют характер маленького человека, ориентируя на жизнелюбие, позитив, доброту, милосердие, отзывчивость, душевную щедрость.

Свою биографию школа ведёт с 1899 года, в 1985 году она стала средней. Здание школы построено в 1976 году, оно капитально отремонтировано в 2022 году. В школе сегодня созданы все условия для полноценного процесса обучения, развития и воспитания. Школа хорошо оснащена учебным оборудованием, спортивным инвентарём.

Когда вступаешь на школьный двор, то не можешь не обратить внимание на растущие величественные ели. Их существование было под угрозой во время капитального ремонта, но была поставлена цель ели сберечь. И сохранили же. А как по-другому? Ведь эти ели свидетели истории школы, очевидцы успехов и достижений.

В школе удивительно уютно и чисто. А внутреннее и внешнее, как известно, крепко связаны. Если вокруг вас чистота, порядок и уют, то и излучать свет изнутри становится несложной задачей. Если же наоборот, то психика человека чувствует себя в разы хуже. Чистота и уют улучшают концентрацию внимания, настроение, помогают в развитии позитивного мышления и увеличивают продуктивность, энергичность и творческий потенциал. Это факт. Чистое и уютное окружающее пространство успокаивает, повышает уверенность в себе и вызывает чувство удовлетворения, очищает разум. Физический беспорядок, согласитесь, требует много внимания. Когда мы находимся в чистом и ухоженном пространстве, наше сознание также становится более чистым и спокойным. В таком окружении мы чувствуем себя более комфортно, гармонично, уверенно. Уверен, что заботу о поддержании чистоты и уюта дети понесут домой, во взрослую жизнь.

Когда мы ходили по школе, то директор могла рассказывать долго не только о каждом педагоге, работнике, но и о каждом ученике, причём ни об одном не повторилась, был создан живописный портрет каждого из 62 школьников. Все они такие разные, но здесь умеют подобрать ключик к каждому.

В самом директоре чувствуется мудрое руководящее начало, твёрдость, умение мотивировать подчинённых. Лидия Николаевна уверена, что школа должна быть вдохновляющей, воздействующей, формирующей, должна вырабатывать у детей навыки социального поведения.

В городе семье проще найти школу, соответствующую ожиданиям родителей. В селе же школа одна, и эта одна-единственная должна соответствовать ожиданиям и ценностям разных семей, более того оправдать эти ожидания. В Жигайловской школе транслируют детям ценность важности образования, развития, постижения всего нового. Образование в этой сельской школе - ключ к большому миру, приоритет каждого жигайловского учителя – расширение кругозора ученика, попытка заинтересовать самыми разными проявлениями жизни, деятельность учителя является просветительской.

Школа дружит с родителями, одно дело заигрывать с ними, другое дело строить отношения уважительно, корректно, серьёзно, правдиво, объективно, называя вещи своими именами, говоря правду о ребёнке и предлагая те меры и действия, которые способствуют преодолению негативных проявлений и формированию положительных качеств.

В школе уверены, что главное – это воспитание нравственности. Принцип доброжелательности, культ детства и знаний царит во всём. Здесь считают, что педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, необходимо понимать эмоции детей и управлять ими, проявлять сочувствие к другим, поддерживать добрые отношения. Педагог должен стараться в любой ситуации представить себя на месте ребенка, отказаться от идеи превосходства, всегда найти то, за что можно похвалить ребёнка, уметь выслушать и услышать каждый ответ ребенка, научиться не приказывать, а просить, тогда ребёнок всё сделает, улыбаться, заходя в школу и тем более в класс. Главное достоинство учителя - это чувство справедливости. Нельзя выбирать себе любимчиков. В детях необходимо воспитывать не чувство вины, а чувство совести, любовь к самому себе. Недопустимо акцентировать внимание только на промахах и недостатках в поведении школьников. Мастера воспитания действуют как раз наоборот, с опорой на положительное.

Мне запомнились слова, сказанные Лидией Николаевной по ходу: «Важно уметь похвалить ребёнка. Если и критикуем, то не личность, а дела, ты ошибаешься, но ты исправишься. Школьнику мало сообщить, что будет проводиться то или иное мероприятие и в нём он должен или будет участвовать. У ребёнка неизбежно возникают вопросы: для чего это нужно, что это даёт? Необходимо формировать положительное отношение к содержанию воспитания. И мы это делаем изо дня в день».

Уезжая из школы, понял, что самый главный, самый убедительный аргумент в пользу Жигайловской школы – это дети. Спокойные, уверенные, умные, опрятные, мотивированные на успех, доброжелательные, совестливые, с чувством собственного достоинства, стремящиеся сделать жизнь и будущее совершеннее.

 

Николай Рухленко, начальник департамента по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Белгородской области


Дата последнего изменения: 07 Май 2024 16:17